Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 312]

бодного времени занимала центральное место во всех утопиях XVI XVII веков, она активно обсуждалась Томасом Мором, Томмазо Кампанеллой и их последователями.
Одним из первых актов Великой Французской революции была отмена всех религиозных праздников, воскресного отдыха, установление десятидневного рабочего цикла.

Анализ особенностей европейской культуры XVI XVII веков показывает, что она осознает реальность дискретности времени в сфере бытия.
Человек
XVII века в своей нравственной практике должен был начать систематически осуществлять переход от своего несовершенного, разорванного на фрагменты эмпирического существования к той концептуальности и цельности, которую реформаторы называли состоянием «спасенности», «благодарности», обретения своего призвания в жизни и т.д.
Принципиальную новизну в понимание понятия времени вносит эпоха Возрождения, существенно изменившая его по сравнению со средними веками.
Крупнейшие мыслители продолжают
бичевать празднества, но само время осмысливается ими уже как «драгоценнейшая вещь», владеть которой означает «окультуриваться в ней».
По-иному раскрывается диалектика индивидуального и исторического времени.
Время наиболее индивидуально и является внутренним достоянием человека, в памяти которого хранится вся история человечества.
Возрастает понимание ценности переживаемого времени, ощущение конечности, краткости каждого мгновения.
Появляется осознание прогностических возможностей собственной деятельности, новое отношение к судьбе, которую можно творить и которая
зависит не только от Бога.
Сместились акценты в оценке бытия, произошла реабилитация ценностей настоящего.
Переживание «здесь и теперь» становится особенно интенсивным.
Начинается процесс секуляризации во многих областях общественной и культурной жизни, известную самостоятельность по отношению к церкви приобретают искусство, философия, наука.
В эпоху Ренессанса формируется новый тип человека,
он становится более самостоятельным, освобождается от прежних связей и сознания своей зависимости от традиции, он осознает себя иначе, чем человек античности и средневековья, он теперь творец самого себя.
Не случайно в эпоху Возрождения столь символическое значение приобретает фигура художника: в ней воплощается идея человека-творца, человека, вставшего на место Бога.
Этот идеал творца, деятеля, не апеллирующего к Богу, а опирающегося на себя, доходит до наших времен, в том числе и в понимании сущности досуга как средства рекреации и фактора духовного и физического развития личности.

Качественно новое понятие времени находится в центре философских концепций XIX XX веков, таких, как философия жизни, экзистенциализм.
У Анри Бергсона время
это не внешняя характеристика жизни, не безразличная к ее содержанию «форма протекания», а наиболее существенное определение 1Эволюция концепции времени в науке (Социально-философский аспект проблемы).
М., 1988.
С.34-35.

310
[стр. 131]

131 «Почему разум сохраняет достоинство, предаваясь горю, но позорит себя, предаваясь наслаждению?» и, последовательно отвечая на него, стремится доказать, что лишенное потребительских интересов времяпрепровождение убивает человека, стоит вне морали.
Праздность осмеивалась Эразмом Роттердамским, Франсуа Рабле и другими гуманистами этой эпохи.
Критика свободного времени занимает центральное место во всех утопиях XVI – XYII веков, она активно осуждалась Томасом Мором, Томмазо Кампанеллой, их последователями.
Одним из первых актов Великой Французской революции была отмена всех религиозных праздников, воскресного отдыха, установление десятидневного рабочего цикла.

Европейская культура XVI – XYII веков осознает реальность дискретности времени в сфере бытия.
Человек
XYII века в своей нравственной практике должен был начать систематически осуществлять переход от своего несовершенного, разорванного на фрагменты эмпирического существования к той континуальности и цельности, которую реформаторы называли состоянием «спасенности», «благодарности», обретения своего призвания в жизни и т.д.136 .
Эпоха Возрождения вносит новое в понимание времени, существенно изменяет его по сравнению со средними веками.
Крупнейшие мыслители продолжают
бичевание празднеств, но время осмысливается ими уже как «драгоценнейшая вещь», владеть которой означает «окультуриваться в ней».
По иному раскрывается диалектика индивидуального и исторического времени.
Время наиболее индивидуально и является внутренним достоянием человека, в памяти которого хранится вся история человечества.
Возрастает понимание ценности переживаемого времени, ощущение конечности, краткости каждого мгновения.
Появляется осознание прогностических возможностей собственной деятельности, новое отношение к судьбе, которую можно творить и которая
не зависит только от Бога.
Сместились акценты в оценке бытия, произошла реабилитация ценностей настоящего.
Переживание «здесь и теперь» становится особенно интенсивным.
Начинается процесс секуляризации во многих областях общественной и культурной жизни, известную самостоятельность по отношению к церкви приобретают искусство, философия, наука.
В эпоху Ренессанса формируется новый тип человека
– он становится все более самостоятельным, освобождается от прежних связей и от сознания своей зависимости от традиции, он осознает себя иначе, чем человек античный и средневековый, он теперь творец самого себя.
Не случайно в эпоху Возрождения столь символическое значение приобретает фигура художника; в ней воплощается идея человека-творца, человека, вставшего на место Бога.
Этот идеал творца, деятеля, не апеллирующего к Богу, а опирающегося на себя, доходит до наших времен, в том числе и в понимании сущности досуга как средства рекреации и фактора духовного и физического развития личности.

Понятие времени находится в центре философских концепций XIX
XX веков, таких, как философия жизни, экзистенциализм.
У Анри Бергсона время
это не внешняя характеристика жизни, не безразличная к ее содержанию «форма протекания», а наиболее существенное определение самого ее содержания.
Освальд Шпенглер в «Закате Европы» трактует время как судьбу, подчеркивая, что «собственно судьба, время – суть заменяющие друг друга понятия».
Вместе с тем, начиная с XYII – XYIII веков и кончая XX столетием, существует разрыв между пониманием времени в науке и в философии, ибо в науке время постигается лишь мышлением и остается безразличным к его содержательному наполнению.
А.Швейцер писал, что в середине XX века сложилось два взгляда на проблему времени.
В религиозных представлениях о времени «ритм исторического бытия» определялся внеисторическими факторами, а проблема времени ставилась в плане «время и вечность».
С другой стороны, достаточно широко проявилась и вульгарно-историческая трактовка истории, где проблема времени практически не ставилась.
Историческая реальность оказалась сведенной к эмпирическим аспектам.
Однако обе крайние позиции 136 Эволюция концепции времени в науке.
(Социально-философский аспект проблемы).
М., 1988.
С.34-35.

[Back]