Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 317]

глубокого и разностороннего научного анализа, обосновать исходный категориально-понятийный аппарат, раскрыть такие понятая, как «свободное время», «огдых», «досуг».
Исследование опиралось на обоснованные Г.А.
Евтеевой уровни использования свободного времени и классификацию культурно-досуговых занятий, детерминированных возрастом, образованием, характером профессиональнотрудовой деятельности и спецификой интересов и потребностей личности.
Принципиальное значение имел вывод исследования Э.В.
Соколова о том, что деятельность человека в свободное время обладает внутренней целевой доминантой, выражающей стремление личности к реализации ее сущностных сил, целостности в развертывании свободной деятельности, предопределяющей специфику культуры досуга.
Пониманию экономических, правовых и организационных факторов, предопределяющих направленность, содержание и формы культурно-досуговой деятельности, способствовали работы И.М.
Болотникова,
Г.М.
Галуцкого, Г.Л.
Тульчинского и других исследователей,
обосновавших принципы внедрения механизмов рыночных отношений в сферу свободного времени.
Значительную роль в раскрытии социально-культурного потенциала досуга сыграл анализ теоретических, методических и прикладных выводов
научных школ Западной Европы и США (В.
Бужииски, Ж.
Дюмазедье, М.
Каплан и др.), исследовавших структуру и тенденции развития свободного времяпрепровождения разных групп населения.

Преодолеть утвердившиеся в последние десятилетия стереотипы неадекватного восприятия зарубежного опыта обеспечения общественного досуга помогло изучение практики функционирования культурных центров Дж.
Кеннеди в Нью-Йорке и Ж.
Помпиду в Париже; центров отдыха и развлечений в США, Канаде, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Западной Европе.
Методология и методика исследования исключали прямолинейное истолкование связи общественной организации досуга и качественных изменений в уровне культуры личности, не позволяли
ограничиваться одновариантным решением, требовали учитывать разносторонние факторы социально-культурного и психолого-иедагогического влияния.
Мы рассматривали объект анализа в естественной взаимосвязи с окружающей действительностью, в единстве со всей системой духовной жизни общества, с учетом специфических особенностей центров досуга как важных звеньев этой системы.
Комплексный подход
позволил рассматривать личность в ее реальных взаимосвязях и отношениях одновременно как члена ряда коллективов в труде, в учебе, в семье, в быту и на досуге.
В ходе исследования мы стремились анализировать социально-культурные процессы в сфере досуга как единый комплекс, систему, в структуре которой функционирует интересующее нас конкретное звено.
Это обусловило необходимость более
детально рассмотреть методологические основы социального воздействия на человека в условиях свободного времени.
Учитывая сущность и природу
315
[стр. 135]

135 И.А.Новиковой,168 М.М.Поплавским,169 Э.В.Соколовым,170 В.Я.Суртаевым,171 В.Е.Триодиным172 и другими специалистами, внесшими существенный вклад в разработку досуговедения как области научного знания и социальной практики.
Обмен информацией с этими деятелями отечественной культурологии и педагогики позволил уточнить исходные методологические позиции, определить степень разработанности проблемы, выявить аспекты, требующие более глубокого и разностороннего научного анализа, обосновать исходный категориально-понятийный аппарат, раскрыть понятия «свободное время», «отдых», «досуг».
Исследование опиралось на обоснованные Г.А.Евтеевой уровни использования свободного времени и классификацию культурно-досуговых занятий, детерминированных возрастом, образованием, характером профессионально-трудовой деятельности и спецификой интересов и потребностей личности.
Принципиальное значение имел вывод исследования Э.В.Соколова о том, что деятельность человека в свободное время обладает внутренней целевой доминантой, выражающей стремление личности к реализации ее сущностных сил, целостности в развертывании свободной деятельности, предопределяющей специфику культуры досуга.
Пониманию экономических, правовых и организационных факторов, предопределяющих направленность, содержание и формы культурно-досуговой деятельности, способствовали работы И.М.Болотникова,
В.С.Галуцкого, Г.Л.Тульчинского и других исследователей, босновавших принципы внедрения механизмов рыночных отношений в сферу свободного времени.
Значительную роль в раскрытии социально-культурного потенциала досуга сыграл анализ теоретических, методических и прикладных выводов
исследований, сложившихся в Западной Европе и США научных школ (В.Бужински, Ж.Дюмазедье, М.Каплан и др.), исследовавших структуру и тенденции развития свободного времяпрепровождения разных групп населения.
Преодолению утвердившихся в последние десятилетия стереотипов неадекватного восприятия зарубежного опыта обеспечения общественного досуга способствовало изучение практики функционирования культурных центров имени Дж.Кеннеди в Нью-Йорке и имени Ж.Помпиду в Париже; центров отдыха и развлечений в США, Канаде, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Западной Европе.
Методология и методика исследования исключали прямолинейное истолкование связи общественной организации досуга и качественных изменений в уровне культуры личности, не позволяли
ограничиться поиском одновариантных решений, диктовали необходимость учета самых разносторонних факторов социально-культурного и психолого-педагогического влияния.
Мы рассматривали объект анализа в естественной взаимосвязи с окружающей действительностью, в единстве со всей системой духовной жизни общества, с учетом специфических особенностей центров досуга как важных звеньев этой системы.
Комплексный подход
к проблеме позволил рассматривать личность в ее реальных взаимосвязях и отношениях одновременно как члена ряда коллективов в труде, в учебе, в семье, в быту и на досуге.
Мы стремились обозреть социально-культурные процессы в сфере досуга как единый комплекс, как систему, в структуре которой функционирует интересующее нас конкретное звено.
Это обусловило необходимость более
етально рассмотреть методологические основы социального воздействия на человека в условиях свободного времени.
Учитывая сущность и природу
досуга, мы изначально отвергли правомерность прямого воспитательного воздействия на индивида в этой сфере и увидели ключ к решению социально-воспитательных задач в создании условий, стимулирующих 168 Новикова И.А.
Организация досуга подрастающего поколения в США: традиции и современность.
Л., 1991.
92 с.
169 Поплавский М.М.
Досуг как педагогическая проблема.
Киев, 1994.
188 с.
170 Соколов Э.В.
Свободное время и культура досуга.
Л., 1977.
207 с.
171 Суртаев В.Я.
Социология молодежного досуга.
СПб., 1998.
224 с.
172 Триодин В.Е.
Клуб и свободное время.
М., 1982.
136 с.

[Back]