система культурно-просветительной работы (КПР) рассматривались как составные части советской моноидеологической системы. Когда основы этой системы были расшатаны, появилась необходимость, с одной стороны, освободить культурную практику от навязанной ей роли «придатка идеологии», а с другой сохранить накопленный КПР опыт культурной деятельности, распространения культурных ценностей и приобщения к культуре различных слоев населения. Таким образом, стали говорить более широко о культурной практике как таковой, и, соответственно, о практической или прикладной культурологии. Однако, прикладную культурологию невозможно идентифицировать на основе «остаточного» подхода к КПР, это было бы в корне неправильным. Эта дисциплина вобрала в себя опыт КПР, однако основана на принципиально иных методологических основаниях. Прикладная культурология стала составной частью культурологии, и именно в ее осмыслении в контексте культурологической науки видится вторая причина ее становления. Еще пятнадцать лет назад в научных кругах шли дискуссии о том, быть или не быть прикладной культурологии. Сейчас ее существование принимается как факт. В классификаторе наук сообщается, что существуют три направления культурологии: историческая, теоретическая и прикладная. В 1999 году вышла в свет фундаментальная работа М.А. Ариарского1 , обосновавшая ее статус как самостоятельной области науки и социальной практики. В чем методологический смысл подведения прикладной культурологии под общий знаменатель «культурология»? Во-первых, это расширяет методологически и технологически возможности самой прикладной культурологии, во-вторых, придает всей культурологической науке практическую направленность. Прикладная культурология преодолевает отношение к культурологии как к абстрактно-теоретической дисциплине, поскольку ставит перед любыми историко-теоретическими исследованиями прагматический вопрос: какова их практическая цель? Она определяет для исторической и теоретической культурологии конкретные исследовательские задачи, поскольку осуществление культурной практики предполагает изучение механизмов функционирования культуры (культурологическая теория) в динамике и конкретно-историческом контексте (историческая культурология). Одной из важнейших задач прикладной культурологии является инкультурация личност и. «Предметом культурологии является все, что создано руками и разумом человека; предметом прикладной культурологии становится процесс постижения индивидом результатов этой деятельности, процесс вовлечения его в воспроизводство ценностей культуры»2. Вместе с тем, 1Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. СПб., 1999. 520 с. 2«В отличие от общей культурологии, которая имеет философскую ориентацию, предложенный курс предназначен для достижения прагматической цели: научить ориентироваться в гуманитарной эмпирике и выводить из эмпирического материала выводы 323 |
214 ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – уровень правосознания и законопослушности, предопределяющий осознанность правовых отношений и эффективность реализации человеком своих гражданских прав и обязанностей. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – совокупность знаний, умений и навыков, обуславливающих способность человека или социальной общности обеспечивать оптимальные отношения с природой, сохранение культурной среды и культурного наследия. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – потребность и способность строить труд, быт, досуг, деловые и межличностные отношения по законам красоты. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – комплексное понятие, которое включает в себя знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира, способах и приемах саморегуляции, лежащих в основе психического здоровья личности. КУЛЬТУРА БЫТА – уклад повседневной жизни во внепроизводственной сфере, предопределенный нравственно-эстетическими и эколого-гигиеническими принципами удовлетворения материальных потребностей (пища, одежда, жилище, поддержание здоровья) и потребностей в освоении духовных благ (общение, информация, отдых, развлечение, физкультура, спорт и другие формы досуга). КУЛЬТУРА РЕЧИ – широта, глубина и эстетика владения словом в соответствии с нормами литературного языка. 6.4. Стержневые понятия прикладной культурологии ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ область культурологии, раскрывающая методологические основы, закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры, определяющая механизм создания благоприятной культурной среды, обосновывающая технологию обеспечения условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности. Прикладная культурология как область культурологического знания находится на стыке между фундаментальной культурологией и историей, социологией, психологией, этикой, эстетикой, политологией, юриспруденцией, теорией управления и, в первую очередь, педагогикой, что позволяет использовать методики и технологии этих наук для реализации механизма вовлечения человека в процесс освоения, сохранения, воспроизводства и распространения ценностей культуры. Предметом культурологии выступает все, что создано руками и разумом человека; предметом прикладной культурологии становится процесс постижения индивидом результатов этой деятельности, процесс вовлечения его в воспроизводство ценностей культуры. При этом прикладная культурология призвана: раскрыть сущность и природу ценностей, созданных и создаваемых человеком, обучить людей технологии создания этих ценностей, дать им инструментарий культурного творчества; познакомить с нормами и правилами социально-культурного творчества; научить оценивать явления и процессы социально-культурной деятельности в соответствии с научно обоснованными критериями. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей |