Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 351]

время перерыва с успехом можно организовать показ музыкальных клипов, коротких видеофильмов.
Уместной здесь будет также информация о новых музыкальных произведениях, созданных отечественными и зарубежными композиторами.
Диагностический этап исследования показал, что мотивы посещения культурно-досуговых учреждений людьми различных социальных групп далеко не идентичны.
Среди 19 групп населения,
ставших объектом анализа, 18 на первое место поставили возможность использовать культурно-досуговые учреждения для общения с друзьями и товарищами.
Что же касается потребности в новой информации и непрерывном просвещении, то студенты и пенсионеры поставили ее на второе место; старшеклассники, офицеры и творческая интеллигенция
на третье.
Л остальные 14 групп населения с четвертого по шестое.
Логика исследования дала основание утверждать, что каждый посетитель культурно-досугового учреждения ищет в нем возможность удовлетворить свои рекреативные и духовные интересы.
Проблема сегодняшнего клуба, парка, лектория или иного центра досуга не в том, осуществлять или не осуществлять информационно-просветительную деятельность, а в том, чтобы она была максимально эффективна и по своему содержанию и форме отражала реальные потребности людей.

Анализ культурно-просветительной деятельности домов и дворцов культуры Санкт-Петербурга свидетельствует о том, что только 1.2 % информационно-просветительных мероприятий, вызвавших удовлетворение аудитории, представляли собой лекции, доклады, беседы, устные журналы и другие типичные формы вербального воздействия.
Основная информация, которая с интересом воспринималась разными группами населения, была органично вплетена в тематические вечера, творческие встречи, дискуссионные гостиные и иные комплексные формы
рабогы.
Главное противоречие в деятельности культурно-досуговых учреждений проявляется в ее содержании, которое недостаточно соответствует реальным интересам и потребностям людей.
В течение ряда лет почти 94 % из нескольких тысяч опрашиваемых на первое место поставили потребность в местной информации, которую не дает телевидение или периодическая печать.
Однако из 1836 мероприятий информационно-просветительного характера, содержание которых нам удалось зафиксировать, лишь 41
(ненамного более 2 %) было посвящено анализу этих проблем.
Налицо
несоответствие содержания информационно-просветительной деятельности реальным потребностям населения, что значительно снижает ее эффективность.
В ходе поисковоконстатирующего исследования на его завершающем этапе мы столкнулись еще с одним противоречием, которое было порождено неадекватным восприялием суш преобразования культурно-просветительной работы.
Справедливая критика, связанная с переносом в сферу свободного времени политического просвещения, экономического всеобуча и даже
лрудового воспитания, ориентировала на отказ от этих несвойственных досугу видов деятельности.
Не менее
важна была 349
[стр. 172]

172 1762 опрошенных (88%) подчеркнули, что клубные учреждения в основной своей массе практически реализует лишь одну форму информационно-просветительной деятельности – лекцию.
1622 человека (81% опрошенных) отметили низкую эффективность отдельных, эпизодически читаемых и не связанных с единой системой просвещения лекций.
При этом они указали на целесообразность перехода к использованию широкого разнообразия методов формирования общественного сознания.
В Санкт-Петербурге активно внедрялись цикловые, т.е.
стабильные формы информационно-просветительной деятельности.
Однако этот процесс практически не затронул сельские регионы и районы, находящиеся вдали от ведущих центров духовной жизни.
В крупных городах практикуются коллективные выступления ведущих ученых и деятелей культуры.
В сельских регионах практической возможности реализовать подобную форму просвещения, к сожалению, нет.
Не используется на селе и такая оправдавшая себя форма информационно-просветительной деятельности, как политический, экономический, искусствоведческий, спортивный и иной комментарий.
Необратимый характер имеют последствия плохих, отталкивающих аудиторию лекций.
Каждый третий из 2800 дополнительно опрошенных рабочих и служащих, которые практически в течение ряда лет не посещают никакие лекции, объясняют это тем, что, однажды разочаровавшись в них, они ныне предпочитают другие источники информации и просвещения.
Наиболее уязвимой стороной деятельности культурно-досуговых учреждений остается отсутствие обратной связи.
Ни в одном из обследованных нами 19 клубных и 6 парковых учреждений не сложилась система учета, удовлетворения и дальнейшего обогащения духовных интересов и потребностей населения.
Причем, если в крупных городах ощущаются какие-то попытки наладить такую работу, то в сельских регионах (где технически изучать реальные интересы людей гораздо проще) эта задача совершенно не ставится.
Среди отдельных организаторов досуга бытует ложное представление о том, что основными формами информационно-просветительной деятельности культурнодосуговых учреждений являются только лекции, доклады и беседы.
Однако практика свидетельствует, что новая информация и элементы просвещения могут пронизывать любые аспекты культурно-досуговой деятельности.
Возьмем, для примера, типичный молодежный вечер танцев.
Это мероприятие носит характер отдыха и развлечений.
Вместе с тем, в нем практически всегда можно реализовать пропагандистские задачи путем включения показательных танцев или проведения конкурса на лучшее исполнение танца участниками вечера.
Во время перерыва с успехом можно организовать видеопоказы.
Уместной представляется и информация о новых музыкальных произведениях, созданных отечественными и зарубежными композиторами.
Поисково-констатирующий этап исследования показал, что мотивы посещения культурно-досуговых учреждений людьми различных социальных групп далеко не идентичны.
Среди 19 групп населения,
которые стали объектом анализа, 18 на первое место поставили возможность использовать культурно-досуговые учреждения для общения с товарищами.
Что же касается потребности в новой информации и непрерывном просвещении, то студенты и пенсионеры поставили ее на второе место; старшеклассники, офицеры и творческая интеллигенция
– на третье.
А остальные 14 групп населения – на четвертое шестое.
Все это дает достаточные основания утверждать, что каждый посетитель культурнодосугового учреждения ищет в нем возможность удовлетворить свои рекреативные и духовные интересы.
Проблема сегодняшнего клуба, парка, лектория или иного центра досуга не в том, осуществлять или не осуществлять информационно-просветительную деятельность, а в том, чтобы она была максимально эффективна, и по своему содержанию и форме отражала реальные потребности людей.

Совокупный опыт такой деятельности в домах и дворцах культуры СанктПетербурга говорит о том, что лишь 12% информационно-просветительных мероприятий,

[стр.,173]

173 вызвавших удовлетворение аудитории, представляли из себя лекции, доклады, беседы, устные журналы и другие типичные формы вербального воздействия.
Основная информация, которая с интересом воспринималась разными группами населения, была органично вплетена в тематические вечера, творческие встречи, дискуссионные гостиные и иные комплексные формы
работы.
Изучение состояния деятельности культурно-досуговых учреждений обнаружило существенное противоречие в его содержании, которое в очень малой степени соответствует реальным интересам и потребностям людей.
94% из нескольких тысяч человек, ставших за ряд лет объектом нашего опроса, на первое место поставили потребность в местной информации, которую не дает телевидение или периодическая печать.
Однако из 1836 мероприятий информационнопросветительного характера, содержание которых нам удалось зафиксировать, лишь 41
(чуть больше 2%) было посвящено анализу этих проблем.
Налицо
безусловный перекос содержания информационно-просветительной деятельности, который существенно снижает ее эффективность.
На завершающем этапе поисково-констатирующего исследования мы столкнулись еще с одним противоречием, которое было порождено неадекватным восприятием сути перестройки культурно-просветительной работы.
Справедливая критика, связанная с переносом в сферу свободного времени политического просвещения, экономического всеобуча и даже
трудового воспитания, ориентировала на отказ от несвойственных досугу видов деятельности.
Не менее
справедливой была и критика методов организации досуга, в основе своей базировавшихся на вербальных формах воздействия.
Наконец, в условиях пересмотра догматических положений о клубе как опорной базе агитационнопропагандистской работы многие практики впали в противоположную крайность и полностью исключили из содержания культурно-досуговой деятельности элементы информации и просвещения.
Негативные процессы низведения культурно-досуговых учреждений до единственной функции организации отдыха и развлечений стимулировалось социальноэкономической ситуацией перехода к рыночным отношениям в культуре.
Оставшиеся без привычных ассигнований, за эффективность расходования которых никто не спрашивал (а легче всего было оплатить деньги обществу «Знание» и заказать любые лекции вне зависимости от того, будут или не будут их слушать!), работники многих клубных учреждений нашли отдушину в непритязательных зрелищах, танцевальных вечерах и иных чисто развлекательных формах организации свободного времени, которые собирали определенную аудиторию, приносили некоторую прибыль, но лишали культурнодосуговую деятельность ее важнейшего потенциального преимущества – соединять рекреацию с духовным обогащением личности, представлять собой не только средство снятия физического, психического и интеллектуального напряжения, но и явление культуры.
Анализ сложившейся социально-культурной ситуации позволил определить пути обеспечения коренного совершенствования содержания и форм деятельности культурнодосуговых учреждений в области информации и просвещения, которые виделись: в отказе от сложившейся системы агитационно-пропагандистской работы и переходе к информационно-просветительной деятельности, основанной не на передаче директивных установок, а на удовлетворении, педагогической коррекции и непрерывном возвышении реально проявляемых информационно-познавательных интересов и потребностей разных групп населения; в максимальном развитии стабильных форм информационно-просветительной деятельности, обеспечивающих эффективность непрерывного просвещения; в широком внедрении элементов информирования и просвещения в комплексные формы культурно-досуговой деятельности; в ориентации центров досуга на приоритет местной информации в системе своей просветительной деятельности.

[Back]