Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 355]

влияния, об иерархии признаков дифференциации, о динамичности типологических свойств социальных общностей разного уровня.
Стратег ия и логика исследования строились также с учетом сложившегося в 1980-е 1990-е годы противоречия между прогрессивной тенденцией к снижению жесткой нормативности, регламентации поведения и деятельности социальных общностей и отдельных людей и неспособностью значительной части населения эффективно воспользоваться предоставленной свободой культурно-досугового творчества.
Методология научного поиска базировалась на принципах взаимосвязи социальных, культурологических, психологических и педагогических аспектов дифференциации участников культурно-досуговой деятельности; опиралась на собирательные характеристики объектов педагогического влияния и самодеятельного творчества; учитывала сложные и противоречивые процессы новой социально-культурной ситуации.
Совокупный опыт организации культурно-досуговой деятельности убедительно подтвердил, что необходимо учитывать тот факт, что принципы дифференциации в различных областях духовной жизни реализуются в различных формах, различными средствами и методами, что обусловлено спецификой той сферы, в которой он проявляется.
Дифференциация в области кульгурно-досуговой деятельности реализуется в тесном единстве с принципами: учет характера референтной деятельности личности в сфере труда, обучения и социально-политической жизни; обеспечения соответствия содержания и форм досуга интересам и уровню духовного развития личности; единства рекреативной и развивающей функций досуга; комплексности идейно-эмоционального воздействия.
Синтетичность, комплексность, полифункциоиальность деятельности являются сегодня наиболее значимой чертой досуговых ориентаций и, естественно, эти особенности должны быть учтены в процессе дифференциации участников культурно-досуговой деятельности.
Формирующий социально-педагогический эксперимент по гуманизации сферы свободного времени, осуществленный в Санкт-Петербурге и других опорных базах, показал, что дифференциация участников социально-культурной деятельности в сфере свободного времени достаточно прочно утвердила себя в клубных объединениях различной направленности.
По сути, любой коллектив художественного, технического или прикладного творчества, равно как и любое иное любительское объединение, изначально построены на принципе дифференциации участников культурно-досуговой деятельности.
В клубе филателистов или вокал
ьно-инструментальном ансамбле занимаются только те, чьи интересы реализуются в данном виде досугового творчества.
Принципиально иная ситуация складывается в массовых формах общественно-организованного досуга.
Здесь, как
свидетельствуют данные исследования, необходима специальная предварительная работа.
Более того,
353
[стр. 175]

175 изучению человека, разработанную в 20-30-е годы Л.С.Выготским и К.Н.Корниловым и развитую в последующем С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, К.К.Платоновым, В.Н.Мясищевым, В.С.Мерлиным, Л.И.Божович, В.А.Крутецким, К.Н.АбдульхановойСлавской, А.А.Бодалевым.
Отражая специфику поведения, деятельности и отношений людей в сфере свободного времени, Д.М.Генкин, Г.А.Евтеева, Е.И.Смирнова, Ю.А.Стрельцов, В.Е.Триодин, Г.И.Фролова и другие исследователи обосновали необходимость при дифференциации участников культурно-досуговой деятельности учитывать следующие факторы: социально-демографические (пол, возраст, образование, семейное положение, национальные особенности); социально-профессиональные (профессия, должность, уровень квалификации, характер трудовой деятельности, социальный статус в трудовом коллективе или иной социальной общности); социально-психологические (склонности, интересы, потребности, мотивы, традиции, привычки); личностно-характерологические (состояние здоровья, темперамент, способности, другие индивидуальные особенности) факторы.
Опираясь на общие достижения науки и данные поисково-констатирующего этапа нашего исследования, мы исходили из того, что дифференциация участников общественно-организованного досуга должна наряду с общепринятыми социальнодемографическими, социально-профессиональными и социально-психологическими характеристиками учитывать специфику реально складывающихся в условиях свободного времени динамичных социальных общностей, объединенных единством или близостью постоянно обновляющихся рекреативных и духовных интересов.
В сфере свободного времени эти интересы превалируют над половозрастными, национальными, профессиональными и другими особенностями людей и должны рассматриваться как приоритетные при отборе содержания и форм общественной организации досуга конкретной группы населения.
Не менее важно и то, что критерии дифференциации, как правило, проявляют себя в диалектической взаимосвязи и могут учитываться лишь в единстве многомерности.
Методология этой части нашего исследования исходила из сложившейся в философии второй половины XX века концепции дифференциации и индивидуализации воздействия на личность во всех сферах ее жизнедеятельности.
Принципиальное значение имели положения современной социологии, педагогики и социальной психологии о многомерности дифференциации объектов воспитания и педагогического влияния, об иерархии признаков дифференциации, о динамичности типологических свойств социальных общностей разного уровня.
Методология исследования строилась также с учетом сложившегося в 80-90-е годы противоречия между прогрессивной тенденцией к снижению жесткой нормативности, регламентации поведения и деятельности социальных общностей и отдельных людей и неспособностью значительной части населения эффективно воспользоваться предоставленной свободой культурно-досугового творчества.
Оно базировалось на принципах взаимосвязи социальных, культурологических, психологических и педагогических аспектов дифференциации участников культурнодосуговой деятельности; опиралось на собирательные характеристики объектов педагогического влияния и самодеятельного творчества; на учете сложных и противоречивых процессов, порожденных новой социально-культурной ситуацией.
В ходе исследования мы не могли игнорировать факт того, что в различных областях духовной жизни принципы дифференциации реализуются в различных формах, различными средствами и методами, что обуславливается спецификой той сферы, в которой он проявляется.
Принцип дифференциации в области культурно-досуговой деятельности реализуется в тесном единстве:

[стр.,176]

176 с принципом учета характера референтной деятельности личности в сфере труда, обучения и социально-политической жизни; с принципом обеспечения соответствия содержания и форм досуга интересам и уровню духовного развития личности; с принципом единства рекреативной и развивающей функции досуга; с принципом комплексности идейно-эмоционального воздействия.
Комплексность, синтетичность, полифункциональность деятельности являются сегодня наиболее значимой чертой досуговых ориентаций и, естественно, эти особенности должны быть учтены в процессе дифференциации участников культурно-досуговой деятельности.
Опытно-экспериментальная работа в Санкт-Петербурге и других опорных базах показала, что дифференциация участников социально-культурной деятельности в сфере свободного времени достаточно прочно утвердила себя в клубных объединениях различной направленности.
По сути, любой коллектив художественного, технического или прикладного творчества, равно как и любое иное любительское объединение, изначально построены на принципе дифференциации участников культурно-досуговой деятельности.
В клуб филателистов или вокально-инструментальный
ансамбль приходят только те, чьи интересы реализуются в данном виде досугового творчества.
Совершенно иная ситуация складывается в массовых формах общественноорганизованного досуга: здесь, как свидетельствует исследование, необходима специальная предварительная работа.
Более того,
теория организации досуга массовой аудитории клуба должна идти по пути обогащения критериев дифференциации за счет расширения границ их использования: от конкретного коллектива до регионального уровня.
Причем объединение людей должно осуществляться как по основным социальнодемографическим критериям в масштабах территории, так и по принципу общности досуговых интересов.
Именно такой дифференцированный подход к аудитории культурнопросветительного воздействия рождает сегодня новые формы досуга и становится содержательной сутью деятельности его организаторов.
Она опирается на психологические потребности коллективной общности, реализацию каналов активности на основе отношения к конкретному событию.
При этом идейно-тематический замысел, создание литературного сценария, процесс организации и воплощения любого мероприятия реализуют конкретную социальную ситуацию, учитывают реальные интересы и потребности определенной социальной общности.
Наряду с выяснением социально-демографических характеристик посетителей и их отношения к проводимой работе на всех базах исследования осуществлялось изучение таких характеристик, как: регулярность посещения центра общественного досуга (в вопросник были включены вопросы, раскрывающие сравнительную по отношению к театру, кино и т.п.
частоту посещения клуба); стаж посещения этой базы досуга; временные затраты на деятельность, связанную с удовлетворением своих интересов в условиях культурно-досуговых учреждений; важность по мнению посетителей этой деятельности по сравнению с деятельностью в других сферах бытия; денежные затраты на предметы, связанные с информационно-познавательной деятельностью (покупка газет, журналов, книг, иных информационных материалов).
Значительный интерес представило выяснение мотивов, побуждающих к занятиям тем или иным видом клубной деятельности.
При этом мы учитывали, что чем выше «класс точности» проведенного исследования, тем больше возможностей открывается перед организаторами культурно-досуговой деятельности для реализации принципа дифференцированного подхода к разным группам населения.
На основе такого подхода к объекту воздействия представилась возможность реализовать в практике культурно-просветительной деятельности такие важные принципы

[стр.,177]

177 воспитания, как принципы поступательности, преемственности и последовательности, т.е.
организовать работу таким образом, чтобы формы и содержание отдельных, связанных между собой мероприятий дополняли, углубляли и обогащали друг друга, развивали индивидуальность как с точки зрения формирования ряда личностных качеств, так и в плане развития способности углубленного понимания окружающей действительности.
Данные опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что в процессе исследования обосновано теоретическое положение о приоритете учета досуговых интересов при отборе содержания и форм общественно-организованного досуга; раскрыты принципы многомерности и многокритериальность собирательных характеристик участников культурно-досуговой деятельности, которые предопределяют их типологию и позволяют обеспечить взаимосвязь социальных, культурологических, психологических и педагогических аспектов дифференциации.
Практическая значимость исследования выразилась в разработке, внедрении и обосновании эффективности многомерной, многокритериальной и динамичной системы дифференциации участников культурно-досуговой деятельности, стержнем которой выступает общность их рекреативных и духовных интересов и форм их удовлетворения.
Наиболее активный этап исследования путей и средств удовлетворения рекреативных и духовных потребностей разных групп населения пришелся на 90-е годы, когда объективный процесс социально-политических и экономических преобразований привел к коренному обновлению культурно-досуговой сферы.
В рамках этого исследования Т.В.Рябова201 убедительно показала, что наиболее значительным результатом этих изменений стало заметное сужение существовавшей ряд десятилетий сети профсоюзных и ведомственных культурно-просветительных учреждений при одновременном формировании новой системы организации общественного досуга за счет появления целого спектра не имеющих аналога в недавнем прошлом страны разнообразных рекреационных, развлекательных, зрелищных, спортивнооздоровительных и иных центров свободного времяпрепровождения.
При этом динамика функционального значения досуга обусловила расширение традиционно принятых форм и способов осуществления культурной деятельности, видоизменила ее содержание, ориентированного ныне на реализацию не только «чисто» досуговых, но и общесоциальных потребностей и интересов разных групп населения.
В этой связи организационное обеспечение разнообразных видов досуга все активнее становится функцией не только специальных институтов культуры и досуга, но и различных предприятий сферы просвещения, информации, спорта, здравоохранения, общественного питания и т.п.
Стремительно формируемые институты гражданского общества – добровольные ассоциации, движения, объединения, значительным образом усиливая негосударственный сектор культуры, плодотворно участвуют в организации социальнокультурной деятельности, стимулируют общественную активность разных групп населения.
Анализ функционального назначения культурно-досуговой сферы позволяет дифференцировать его как с позиций личностно-значимого развития, детерминированного индивидуальными потребностями и иными особенностями людей, так и исходя из задач общественного развития.
При этом со всей очевидностью проявляется необходимость и возможность не противопоставления и обособления общественных и личностных функций досуга, не стремление подавить одни другими, а их согласование и гибкое взаимодействие.
Именно данной тенденции отвечает рассмотрение деятельности культурно-досуговых учреждений в контексте более широкого понятия, каковым является социально-культурная сфера.
Это существенным образом расширяет и обогащает возможности реализации богатейшего рекреативно-развивающего потенциала досуга как 201 Рябова Т.В.
Объективные и субъективные факторы развития инфрастуктуры культурно-досуговой деятельности//Российская культура глазами молодых ученых.
Сб.научных трудов Вып.3.
СПб.
1994.
С.4859.

[Back]