Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 360]

рения духовных интересов, раскрытия индивидуальности, развития творческих потенций личности; культурно-бытовая осуществление традиций и обрядов, отражающих этапные события в жизни людей, утверждение культуры быта и эстетики поведение, пропаганда современной моды; рекреативная создание условий для снятия физического, психического и интеллектуального перенапряжения, восстановления сил и дальнейшего развития личности путем организации зрелищных, игровых и иных форм рационального отдыха и нерегламеитированного общения.
Гуманистический, культуросозидающий потенциал центра общественного досуга может проявиться в том, что он способен выполнять функции школы демократии, в рамках которой люди осваивают основы политической культуры, развивают инициативу и самодеятельность, овладеваю!' элементарными умениями и навыками эффективного проявления социальной активности.
Как указывалось выше, интенсификация производства и конкуренция на рынке досуговых услуг предполагают значительное увеличение физических, психологических и интеллектуальных нагрузок трудящихся, а это, в свою очередь, предопределяет необходимость по-новому подойти к проблеме рекреации.
В
новых условиях требуется обеспечить такой досуг’, который может не только восстановить силы человека, но и придать ему новый импульс творческого развития.
Особое значение на современном этапе приобретает эффективность деятельности центров общественного досуга.
H.H.
Королев1 в рамках комплексного исследования подтвердил выдвинутую на начальном этапе научного поиска рабочую гипотезу, исходящую из того, что разработка социально-педагогических показателей эффективности организации досуга может быть осуществлена при условии преодоления размытости границ культурно-досуговой деятельности и концентрации ее содержания на осуществлении рекреативно-развивающей функции; учета степени превращения досуга в явление культуры; обеспечении надежности и ясности показателей проявления социально-культурной активности разных групп населения; преобразования показателей эффективности общественного досуга в фактор стимулирования профессионального творчества Наряду со сложившимся в теории и практике понятием «условия эффективности культурно-просветительной работы», в ходе исследования было обосновано понятие «критерии эффективности культурно-досуговой деятельности» как системы объективных, наиболее существенных, устойчивых и повторяющихся признаков, отвечающих требованиям необходимости и достаточности и отражающих степень действенности этой деятельности путем соотнесения ее результатов с целями и задачами воспитания, затрат трудовых, материальных и временных ресурсов с достигнутым воспитательным результатом, а также соответствия процесса культурно-просветительного 1Королев H.H.
Социально-педагогические показатели эффективности общественной организации досуга.

Минск, 2005.
214 с.
358
[стр. 169]

169 поколение исторической памяти, как фактор культурного наследия, опирающегося на предметные формы духовных и материальных ценностей.
Эксперимент проиллюстрировал целесообразность расширения функций художественных и историкомемориальных музеев, которые могут значительно повысить эффективность своей деятельности посредством соединения традиционных форм научно-исследовательской и экскурсионной работы с системой последовательного историко-культурного и нравственно-эстетического просвещения и вовлечения разных групп населения и, в первую очередь, молодежи в социально-культурное творчество.
4.3.
Удовлетворение рекреативных и духовных потребностей человека в центрах общественного досуга Развитие современного общества, его экономики, социальных отношений и демократических устоев находится в прямой зависимости от гражданской, нравственной, политической, экологической и профессиональной культуры его членов, их способности идти в ногу с научно-техническим прогрессом, регулировать свое физическое и психическое состояние, удовлетворять духовные потребности, проявлять социальную активность, самореализовывать индивидуально-творческие потенции во всех сферах жизнедеятельности.
Формирующееся информационное общество XXI века диктует необходимость ликвидировать неестественную, противоречащую самой идее прогресса ситуацию, когда человек остается средством развития производства, а не производство выступает средством развития личности; когда диктат производства над человеком детерминирует игнорирование человеческого фактора, приоритет внутренних над внешними условиями развития личности.
Существенным резервом преодоления этого противоречия может и должна стать деятельность клубов, домов, дворцов, парков культуры, домов творчества юных и иных центров общественного досуга, где на первый план выступают не требования производства, а реально проявляющиеся интересы и потребности каждого человека как самоцели общественного развития.
Современная социально-культурная ситуация ставит человека в новые условия жизнедеятельности, безгранично расширяет диапазон проявления его общественной активности, требует от него инициативы, самодеятельности, энергичных действий в самых разных сферах труда, общественно-политических отношений, быта, досуга.
Однако умение жить в условиях гласности и подлинной демократии не приходит само по себе.
Конструктивный процесс превращения каждого труженика в реального хозяина страны и субъекта культуры требует создания такой нравственно-психологической атмосферы, такой культурной среды, которая бы наиболее эффективно использовала созидающий потенциал всех сфер жизнедеятельности.
Усвоение основ демократического образа жизни достаточно успешно может осуществляться в центрах общественного досуга, где человека не сковывает служебная субординация, к минимуму сводятся элементы конформизма, и личность, свободно выбирая формы деятельности, общения и отношений, может проявлять инициативу и самодеятельность, осваивать принципы политической культуры, приобретать умения и навыки вести дискуссию и отстаивать свое мнение.
Обусловленная научно-техническим прогрессом интенсификация производства вызывает значительное увеличение физических, психологических и интеллектуальных нагрузок трудящихся, а это, в свою очередь, предопределяет необходимость по-новому подойти к проблеме рекреации.
Вопреки
многовековой традиции снятие усталости и перегрузок ныне не может осуществляться лишь спонтанным, естественным путем.
Эффективность обеспечения рекреации становится искусством, не овладев которым, человек расплачивается тяжелыми заболеваниями и преждевременной смертью.
Сегодня рационально организованный досуг призван не только восстановить силы человека, но и придать ему новый импульс творческого развития.
Как подчеркивалось в предыдущих главах, тысячелетиями человека готовили лишь к труду и познанию.
Ныне, наряду с этим, у каждого индивида необходимо сформировать соответствующие досуговые интересы и

[стр.,179]

179 д) реализует широкое многообразие средств, методов и форм идейноэмоционального воздействия, вытекающих из специфики сверхнормативной, нерегламентированной деятельности в условиях свободного времени; е) будет опираться на социологическую службу, способствующую постоянному изучению, обобщению, удовлетворению и дальнейшему развитию духовных интересов, и потребностей всех групп населения, проживающего, работающего и обучающегося в данном регионе; ж) обеспечит преобразование объекта воздействия в субъект социальнокультурной деятельности.
Современному центру досуга должны быть присущи следующие социальные функции: культурно-политическая – развитие социальной активности, воспитание политической культуры; изучение, учет и формирование общественного мнения; пропаганда передового опыта, осуществление широкой гласности, формирование умений и навыков жить в условиях демократии, эффективно реализовывать свои гражданские и общественные права и обязанности; просветительная – вовлечение разных групп населения в процесс непрерывного просвещения, овладения ценностями отечественной и мировой культуры; творческого развития личности – стимулирование самодеятельного научнотехнического, прикладного, художественного творчества, организация любительских клубных объединений и других форм удовлетворения духовных интересов, раскрытия индивидуальности, развития творческих потенций личности; культурно-бытоваяосуществление традиций и обрядов, отражающих этапные события в жизни людей, утверждение культуры быта и эстетики поведение, пропаганда современной моды; рекреативнаясоздание условий для снятия физического, психического и интеллектуального перенапряжения, восстановления сил и дальнейшего развития личности путем организации зрелищны, игровых и иных форм рационального отдыха и нерегламентированного общения.
Культуросозидающий потенциал центра общественного досуга может проявиться в том, что он способен
принять на себя функции школы демократии, в рамках которой люди будут осваивать основы политической культуры, развивать инициативу и самодеятельность, овладевать элементарными умениями и навыками эффективного проявления социальной активности.
Интенсификация производства вызовет значительное увеличение физических, психологических и интеллектуальных нагрузок трудящихся, а это, в свою очередь, предопределит необходимость по-новому подойти к проблеме рекреации, обеспечить такой досуг, который может не только восстановить силы человека, но и придать ему новый импульс творческого развития.
Принципиальное значение на современном этапе приобретает эффективность деятельности центров общественного досуга.
Н.Н.Королев202 в рамках комплексного исследования подтвердил выдвинутую на начальном этапе научного поиска рабочую гипотезу, исходящую из того, что разработка социально-педагогических показателей эффективности организации досуга может быть осуществлена при условии преодоления размытости границ культурно-досуговой деятельности и концентрации ее содержания на осуществлении рекреативно-развивающей функции; учета степени превращения досуга в явление культуры; обеспечении надежности и ясности показателей проявления социально-культурной активности разных групп населения; превращения показателей эффективности общественного досуга в фактор стимулирования профессионального творчества.
202 Королев Н.Н.
Социально-педагогические показатели эффективности общественной организации досуга.

Дис.
… канд.пед.наук.
Л., 1991 – 196с.


[стр.,180]

180 В процессе исследования наряду со сложившимся в теории и практике понятием «условие эффективности культурно-просветительной работы» было обоснованно понятие «критерии эффективности культурно-досуговой деятельности» как системы объективных, наиболее существенных, устойчивых и повторяющихся признаков, отвечающих требованиям необходимости и достаточности и отражающих степень действенности этой деятельности путем соотнесения ее результатов с целями и задачами воспитания, затрат трудовых, материальных и временных ресурсов с достигнутым воспитательным результатом, а также соответствия процесса культурно-просветительного воздействия современным принципам организации социально-культурной деятельности людей в условиях свободного времени.
Практическая значимость исследования проявилась в том, что в ходе опытноэкспериментальной работы была подтверждена возможность и целесообразность учета качества организации досуга на основе двух групп критериев: социально-экономических и социально-педагогических.
Социально-экономические критерии эффективности культурно-досуговой деятельности отражают: наличие материальной базы общественного досуга, удовлетворяющей требованиям обеспечения процесса непрерывного просвещения, включения людей в различные виды творчества, организации рационального отдыха и интенсивность ее использования; наличие специалистов, призванных обеспечить реализацию общественных функций досуга и их соотношение с социальными и профессиональноквалификационными требованиями; степень охвата людей культурно-досуговой деятельностью, соотношение реальной и потенциальной аудитории, соотношение между количеством групп населения, с которыми проводится работа в соответствии с принципом дифференциации и реально сложившимися группами населения в конкретном регионе; интенсивность включения людей в социально-культурное творчество; регулярность участия, средневременные затраты, общий стаж участия в конкретном виде культурно-досуговой деятельности; соответствие результатов финансово-экономической деятельности культурнодосугового учреждения научно обоснованным плановым показателям.
Социально-педагогические критерии эффективности культурно-досуговой деятельности отражают: результативность воздействия общественного досуга на нравственный облик и развитие личности, проявляющуюся в изменении ее сознания, поведения и деятельности; широту, полноту, гармоничность включения людей в процесс непрерывного просвещения, различные виды творчества и рациональный отдых; соответствие содержания и процесса социально-культурной деятельности современным принципам общественной организации досуга.
Исследование учитывало, что эффективность культурно-досуговой деятельности не поддается прямому измерению, однако ее можно оценить косвенным образом с помощью показателей, репрезентативно отражающих особенности структуры и динамики развития содержания и форм досуга разных групп населения.
Особенность методики исследования проявилась в максимальном использовании унифицированного аппарата научного анализа.
Исходные данные об объекте исследования в первую очередь были получены с помощью «Паспорта культурнодосуговой деятельности», позволяющего обобщать информацию о численности, социально-демографическом и возрастном составе населения, уровне его общественной активности, формах участия в культурной жизни и т.д.
Аналогичный принцип реализовывался при использовании оправдавшего себя инструментария, разработанного В НИИ искусствознания для исследования проблем прогнозирования художественной культуры, а также анкет и вопросников, разработанных другими научными учреждениями.
Преимущество подобной методики проявилось в возможности получить

[Back]