Для инноваций в организации социально-культурной деятельности характерно быстрое реагирование на изменение ситуации, создание новых технологий, постоянный творческий поиск и т.д. Этот опыт приобретается в массовой практике и подчас остается достоянием узкого круга специалистов. Существовавшая до настоящего времени сеть научно-медодических центров изучала и обобщала этот опыт недостаточно, т.к. не была вооружена объективными критериями ею оценки. Отсюда преобладание субъективизма и вкусовщины в его оценке. В условиях, когда органы управления культурой сегодня освобождены от мелочной опеки, они могут сконцентрировать свое внимание на эффективной и научно обоснованной системе изучения и обобщения совокупного опыта социально-культурной деятельности, на его качественном анализе, на выявлении ведущих тенденций развития культуры и поддержке наиболее значимых процессов духовной жизни. Непреложная функция любого государства культурная политика. Однако степень государственного регулирования процессов гуманизации общественных отношений и культурной деятельности в странах с разным уровнем развития имеет принципиальные отличия. В США, Великобритании и других государствах с высоко развитой экономикой и сложившимися демократическими традициями она носит весьма ограниченный характер, представляя общественным институтам и, в первую очередь, самому человеку свободу выбора содержания и форм духовного творчества. В странах с тоталитарными режимами эта политика стремится поставить под контроль все формы культурной деятельности, использовать культуру как средство идеологического воздействия на разные группы населения и укрепления существующего строя. По в каждой стране государственная культурная политика призвана: обеспечить охрану и учет культурного наследия, сохранение и преемственность национально-культурных традиций, защиту национальной культуры и языка в мире расширяющихся международных контактов и усиления межрегиональных информационных процессов; разрешить проблему общедоступности ценностей культуры, создать возможность вовлечения различных слоев населения и, в первую очередь, молодежи в социально-культурное творчество; превратить культуру в средство единения населения, в фактор нравственно-эстетического воспитания, в исходную базу социального и научно-технического прогресса; добиться внедрения культурных начал в сферу труда, образования, управления, социальных отношений, в быт, досуг и другие области жизнедеятельности; осуществить постоянную поддержку профессионального и любительского творчества; способствовать новаторству в культуре; стимулировать развитие общенациональной и региональной инфраструктуры социально-культурной деятельности; 371 |
14 опираться на культуру овладения и реализации социальной, биологической и духовнопсихической энергии в их единстве и многообразии5 . Одной из непреложных функций любого государства является культурная политика. Однако степень государственного регулирования культурной деятельности в странах с разным уровнем развития имеет принципиальные отличия. В США, Великобритании и других странах с высоко развитой экономикой и сложившимися демократическими традициями она носит весьма ограниченный характер, предоставляя общественным институтам и в первую очередь самому человеку широкие возможности в выборе содержания и форм духовного творчества. В странах с тоталитарными режимами эта политика стремится поставить под контроль все формы культурной деятельности, использовать культуру как средство идеологического воздействия на разные группы населения и укрепления существующего строя. Но в любой стране государственная культурная политика призвана: обеспечить охрану и учет культурного наследия, сохранение и преемственность национально-культурных традиций, защиту национальной культуры и языка в мире расширяющихся международных контактов и усиления межконтинентальных и межрегиональных информационных процессов; разрешить проблему общедоступности ценностей культуры, создать возможности для вовлечения различных слоев населения и в первую очередь молодежи в социально-культурное творчество; превратить культуру в средство единения населения, в фактор нравственноэстетического воспитания, в исходную базу социального и научно-технического прогресса; добиться внедрения культурных начал в сферу труда, образования, управления, социальных отношений, в быт, досуг и другие области жизнедеятельности; осуществлять постоянную поддержку профессионального и любительского творчества; способствовать новаторству в культуре; оптимизировать социально-экономическое и социально-культурное развитие, противостоять непомерной и нравственно немотивированной коммерциализации культуры; стимулировать развитие общенациональной и региональной инфраструктуры социально-культурной деятельности; сформировать систему последовательно обновляющейся подготовки специалистов, способных возглавить вовлечение людей в мир культуры и протекающие в стране социально-культурные процессы; привести органы управления культурой, систему планирования, финансирования и прогнозирования ее дальнейшего развития в соответствие с требованиями социального, научно-технического и духовного прогресса. Слабость сложившихся демократических традиций, низкий общий уровень политической культуры, неадекватно воспринимаемая свобода как вседозволенность и резкое ослабление государственной поддержки духовной жизни общества предопределили в России конца XX – начала XXI веков социально-культурную ситуацию, которая, в свою очередь, привела к упадку эстетического воспитания детей и молодежи, недоступности ряда ценностей культуры большинству населения страны, распаду процветавшей в период советской власти системы культурно-просветительной работы, коммерциализации и в определенной мере криминализации рекреативно-развлекательной сферы. Практическое устранение государства от регулирования культурных процессов привело к значительному сокращению фольклорных коллективов, поставило в тяжелейшее положение деятельность оперных театров, симфонических и камерных 5 См.: Болгов В.И. Динамика новых форм жизни. В кн.: Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. М.-СПб., 1999. С.132-134. |