Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 46]

развития.
Концепция исходит из того, что эффективность государственной культурной политики и реализации программы в значительной степени зависят от согласованности и взаимодействия целевых программ различного уровня.
Фундаментальной особенностью сферы культуры является то, что основные результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отлаженном социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентаций и норм поведения индивидуумов, сказываются на модернизации всего общества.
Очевидно, что последствия такого рода не поддаются статистическим измерениям.
Учитывая это, концепция предполагает использование системы индикаторов, характеризующих лишь текущие результаты культурной деятельности, ее объемные показатели.
Определяя государственную политику в социально-культурной сфере, ’’Закон Российской Федерации о культуре” исходит из того, что культура —это наиболее эффективное средство консолидации и нравственно-эстетического обновления общества, решающий фактор сохранения и дальнейшего укрепления величия России.
Констатация этого факта чрезвычайно важна, но еще важнее определить механизм, посредством которого эта политика будет реализована в жизнь.
Роль государства в регулировании культурных процессов многократно возрастает в ситуации перехода к рынку, в связи с неоправданным отождествлением культуры со сферой материального производства и механическим перенесением в нее хозяйственного механизма, ведущим показателем которого выслушает извлечение максимальной прибыли.
Коммерциализация культуры в условиях резкой дифференциации доходов, отказ трудовых коллективов и профсоюзов от культурно-воспитательных функций, ослабление влияния школы на свободное времяпрепровождение учащихся уничтожают идею эстетического всеобуча и художественного воспитания детей; вынуждаег пенсионеров, подростков, лиц, работающих в бюджетных организациях, и другие группы населения резко сократить общение с искусством; лишает общество и государство возможностей гарантировать социальную справедливость и общедоступность духовных ценностей.
Положение усугубляется тем, что пережитый страной в 90-е годы XX века глубокий социально-экономический кризис до предела обнажил противоречия, связанные с потерей стратегических приоритетов культурной политики: неразвитость у значительной части населения духовно-эстетических интересов; чувство растерянности, вызванное крушением идеалов, которые питали патриотизм нескольких поколений; проявление национализма, местничества, потребительского отношения к жизни, а, главное, потеря исторических перспектив развития своего Отечества.
Наиболее остро сегодня встали проблемы культурно-досуговой деятельности, ибо развитие современной цивилизации связано с кардинальным изменением роли досуга в духовной жизни общества.

Научно-технический и социальный прогресс обусловили значительное перемещение производительных 44
[стр. 126]

126 значительной части населения духовно-эстетических интересов; чувство растерянности, вызванное крушением идеалов, которые питали патриотизм нескольких поколений; проявление в отдельных кругах элементов национализма, местничества, потребительского отношения к жизни, а главное, потеря исторических перспектив развития своего Отечества.
Наиболее остро сегодня встали проблемы культурно-досуговой деятельности, ибо развитие современной цивилизации связано с кардинальным изменением роли досуга в духовной жизни общества.

В подавляющем большинстве стран – от США, Канады или Японии до Дании, Турции и Бразилии – принимаются и реализуются национальные программы организации досуга разных групп населения, финансируется строительство культурных комплексов и региональных центров досуга, осуществляется система эстетического воспитания детей и гуманизация досуга людей пожилого возраста; расширяется подготовка социальных педагогов, релаксаторов, аниматоров и других специалистов, призванных способствовать рациональному использованию свободного времени людей.
Принятая сегодня в мире практика реализации нравственно-эстетического потенциала досуга представляет несомненный интерес и для России, при этом особого внимания заслуживает международный опыт защиты национально-культурных традиций свободного времяпрепровождения.
К примеру, в Японии разработана и успешно осуществляется система материального поощрения прикладного народного творчества.
В школах и культурно-досуговых центрах пропагандируется народное музыкальное, хореографическое, песенное искусство.
Фильмы, спектакли, выставки, отражающие культурные традиции народа, получают существенную дотацию государства и местных органов власти.
Постоянная забота о сохранении и обогащении фольклорного искусства, народных ритуалов и обрядов составляет важное направление государственной политики стран Западной Европы.
Здесь практически в каждой школе или ином учебном заведении есть фольклорные коллективы, а записанные на видеоили аудиокассеты фольклорные концерты раскупаются в гораздо больших тиражах, чем американские эстрадные шлягеры.
В странах Юго-Восточной Азии, на Среднем и Ближнем Востоке, в Скандинавии, Германии, Бельгии, Голландии органы управления культурой несут перед государством ответственность за недопущение на эстраду и в другие сферы культурно-досуговой деятельности явлений антикультуры.
В последние десятилетия XX века наблюдается рост значения досуга как общественной ценности.
Свободное время по своему объему начинает превышать время труда.
Резервы воспитательного воздействия общества на личность в этой связи перераспределяются, и досуг ныне превратился в столь же важную сферу формирования личности, какими традиционно выступали прежде учеба и труд.
Досуг приобретает все большую субъективную ценность для людей, ибо обладает широкими возможностями для самореализации личности, для удовлетворения ее многообразных потребностей и интересов.
Однако по своей организации он заметно отстает от труда.
Научным обеспечением труда общество занималось на протяжении тысяч лет, а научная организация досуга вошла в орбиту интересов ученых и практиков сравнительно недавно.
За последние годы активность людей в сфере досуга приобрела новое качество.
Наблюдается небывалое прежде расширение видов, форм, всего диапазона самодеятельной досуговой деятельности.
Характерно, что, если прежде досуг четко дифференцировался на индивидуально-семейные (домашние) и обобществленные (клубные) формы, то ныне возникла огромная по своему объему и богатая по структуре досуговая деятельность людей, осуществляемая вне сложившихся традиционных рамок.
При этом практика показывает, что неформальная система организации досуга охватывает значительно большее число людей, чем формальная.
Неорганизованный досуг по сравнению с организованным оказался несравненно более гибким, динамичным и оперативно реагирующим на складывающуюся социально-культурную ситуацию.
Учреждениями культуры пока освоена лишь незначительная часть свободного времени людей.
Во многом это обусловлено тем, что они по традиции занимаются

[Back]