Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 47]

сил из сферы производства в сферу быта и досуга.
Величие государства в XXI веке в существенной мере определяется не количеством выкачанной нефти и выплавленной стали, а долей национального бюджета, вложенного в эту область бытия.
США и Канада ныне вкладывают в материальную и культурную базу быта и досуга более 50% своего бюджета, близки к этому Япония и страны Западной Европы.
В нашей же стране этот процент не достигает и 20-ти.
В условиях, когда в подавляющем большинстве стран от США до Дании, Турции и Бразилии принимаются и реализуются национальные программы организации досуга разных групп населения, финансируется строительство культурных комплексов и региональных центров досуга, осуществляется система эстетического воспитания детей и гуманизация досуга людей пожилого возраста; расширяется подготовка социальных педагогов, релаксаторов, аниматоров и других специалистов, призванных способствовать рациональному использованию свободного времени людей, в Российской Федерации идет противоестественный процесс уничтожения материальной базы общественного досуга.
Десятки тысяч государственных и профсоюзных клубных учреждений перепрофилируются в склады, магазины, подсобные цеха различных фирм.
К неизбежному закрытою сельских клубов приводит их передача на баланс местных советов, т.к.
у последних нет средств их финансирования.
По размаху разрушения инфрастуктуры культуры это превосходит деяния ’’Культурной революции" в Китае и полпотовского геноцида в Камбодже.
С геростратовским упорством мы повторяем и усугубляем ошибки первых лет советской власти, когда в начале уничтожили 44 тысячи клубов, как очагов буржуазного образа жизни, а затем втридорога платили за их восстановление.
Культурная ноли гика в нашей стране всегда страдала многими слабостями.
Немалый ущерб нанес и примат идеологии над культурой.
Но в последние годы ослабление культурного влияния государства и общества на образ жизни населения приняло катастрофические формы, и это особенно ярко видно на деталях.
В 1950 году непосредственно в школах России функционировало более миллиона коллективов художественной самодеятельности.
Сегодня вместо этой формы рациональной организации досуга учащейся молодежи визитной карточкой любого учебного заведения в вечернее время стали темные окна пустующих залов и аудиторий, и это в условиях, когда подростки спонтанными компаниями в подворотнях и подвалах постигают далеко не лучшие образцы досугового общения, зачастую скрепленною алкоголем, наркотиками и половыми извращениями.
На 1 октября 1990 г.
в России функционировало 134 тысячи подростковых клубов, 57 тысяч из них были филиалами профсоюзных домов и дворцов культуры.
С развалом этой клубной сети они повсеместно перестали существовать.
Ныне, в ситуации, когда в стране за организацию досуга детей и подростков не отвечает ни один социальный институт (от школы до жилищноэксплуатационных контор и милиции), правомерно ожидать ликвидации и оставшейся ничтожной части подростковых клубов, которые еще держатся на 45
[стр. 126]

126 значительной части населения духовно-эстетических интересов; чувство растерянности, вызванное крушением идеалов, которые питали патриотизм нескольких поколений; проявление в отдельных кругах элементов национализма, местничества, потребительского отношения к жизни, а главное, потеря исторических перспектив развития своего Отечества.
Наиболее остро сегодня встали проблемы культурно-досуговой деятельности, ибо развитие современной цивилизации связано с кардинальным изменением роли досуга в духовной жизни общества.
В подавляющем большинстве стран – от США, Канады или Японии до Дании, Турции и Бразилии – принимаются и реализуются национальные программы организации досуга разных групп населения, финансируется строительство культурных комплексов и региональных центров досуга, осуществляется система эстетического воспитания детей и гуманизация досуга людей пожилого возраста; расширяется подготовка социальных педагогов, релаксаторов, аниматоров и других специалистов, призванных способствовать рациональному использованию свободного времени людей.
Принятая сегодня в мире практика реализации нравственно-эстетического потенциала досуга представляет несомненный интерес и для России, при этом особого внимания заслуживает международный опыт защиты национально-культурных традиций свободного времяпрепровождения.
К примеру, в Японии разработана и успешно осуществляется система материального поощрения прикладного народного творчества.
В школах и культурно-досуговых центрах пропагандируется народное музыкальное, хореографическое, песенное искусство.
Фильмы, спектакли, выставки, отражающие культурные традиции народа, получают существенную дотацию государства и местных органов власти.
Постоянная забота о сохранении и обогащении фольклорного искусства, народных ритуалов и обрядов составляет важное направление государственной политики стран Западной Европы.
Здесь практически в каждой школе или ином учебном заведении есть фольклорные коллективы, а записанные на видеоили аудиокассеты фольклорные концерты раскупаются в гораздо больших тиражах, чем американские эстрадные шлягеры.
В странах Юго-Восточной Азии, на Среднем и Ближнем Востоке, в Скандинавии, Германии, Бельгии, Голландии органы управления культурой несут перед государством ответственность за недопущение на эстраду и в другие сферы культурно-досуговой деятельности явлений антикультуры.
В последние десятилетия XX века наблюдается рост значения досуга как общественной ценности.
Свободное время по своему объему начинает превышать время труда.
Резервы воспитательного воздействия общества на личность в этой связи перераспределяются, и досуг ныне превратился в столь же важную сферу формирования личности, какими традиционно выступали прежде учеба и труд.
Досуг приобретает все большую субъективную ценность для людей, ибо обладает широкими возможностями для самореализации личности, для удовлетворения ее многообразных потребностей и интересов.
Однако по своей организации он заметно отстает от труда.
Научным обеспечением труда общество занималось на протяжении тысяч лет, а научная организация досуга вошла в орбиту интересов ученых и практиков сравнительно недавно.
За последние годы активность людей в сфере досуга приобрела новое качество.
Наблюдается небывалое прежде расширение видов, форм, всего диапазона самодеятельной досуговой деятельности.
Характерно, что, если прежде досуг четко дифференцировался на индивидуально-семейные (домашние) и обобществленные (клубные) формы, то ныне возникла огромная по своему объему и богатая по структуре досуговая деятельность людей, осуществляемая вне сложившихся традиционных рамок.
При этом практика показывает, что неформальная система организации досуга охватывает значительно большее число людей, чем формальная.
Неорганизованный досуг по сравнению с организованным оказался несравненно более гибким, динамичным и оперативно реагирующим на складывающуюся социально-культурную ситуацию.
Учреждениями культуры пока освоена лишь незначительная часть свободного времени людей.
Во многом это обусловлено тем, что они по традиции занимаются

[Back]