Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 48]

энтузиазме единичных администраторов и отдельных граждан.
Детская и подростковая преступность растет в геометрической прогрессии, и государству придется затрачивать колоссальные усилия на перевоспитание молодежи.
И совершенно естественно, что разумнее сегодня предупредить дальнейшее обострение ситуации в рамках федеральной программы "Дети и культура", предусмотрев в ней реальные меры рациональной организации досуга подрастающего поколения.
Не менее остро стоят проблемы организации досуга сельских жителей в условиях уничтожения единственной базы культуры, которая концентрировалась в ныне ликвидируемых клубных учреждениях.
Та же ситуация у горожан, которые лишаются возможности проведения досуга в домах и дворцах культуры.
Последние, не имея ассигнований от профсоюзов, последовательно сдаются в аренду коммерческим и иным структурам и предотвратить это может лишь принципиальное решение о возвращении этих народных домов, построенных за счет профсоюзных взносов миллионов трудящихся, этим трудящимся или, точнее, их детям и внукам.
Они могут быть в ведении федеральных или муниципальных органов, их могут сохранить за собой и профсоюзы, но при условии, что содержание и формы их деятельности будут служить интересам культуры, духовному насыщению досуга разных групп населения.
Преодоление глубокого кризиса сложившейся системы культурной жизни видится: в отказе от не оправдавших себя стереотипов культурно-идеологического мышления; гуманизации социально-культурной деятельности в свободное время, освобождении ее от несвойственных природе досуга идеологических и производственных функций; актуализации национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей; в создании системы материального, правового, психолого-педагогического и организационно-методологического обеспечения широкой доступности ценностей культуры для всех слоев населения; свободы культурно-досугового творчества; государственных гарантий защиты от коммерциализации культуры и нарушения принципа социальной справедливости; стимулирования общественных инициатив в сфере рационального использования свободного времени людей; в разработке и осуществлении федеральных, региональных и муниципальных культурно-досуговых программ, формирующих и удовлетворяющих спрос на духовные ценности; в возрождении и дальнейшем развитии историко-культурной самобытности любых городов и поселений, в сохранении культурно-исторического ландшафта каждого региона, его обрядов, ремесел, промыслов и других видов традиционной культуры; в стимулировании туристско-экскурсионной и иной социшIьно-культурной деятельности, отражающей и раскрывающей уникальность данной культурной среды; в стимулировании многообразия и полифоничности культурной жизни 46
[стр. 128]

128 принципа дифференциации приобщения разных групп населения к достижениям отечественного и мирового искусства, но категорически отвергал вульгарно-примитивный подход к его реализации.
У нас нет присущей Западу индустрии досуга; нет ничего сравнимого с культурными центрами Дж.Кеннеди и Ж.Помпиду; нет национально-культурных заповедников, как в США или Японии, но у нас есть непреходящие ценности общественно-просветительного движения, есть успешный опыт ликвидации неграмотности и малограмотности, опыт вовлечения миллионов в добровольное и общедоступное общественно-культурное творчество в сфере досуга; есть, наконец, великолепные традиции реализации принципов социальной справедливости в культурно-досуговой деятельности, которые необходимо сохранять и умножать.
Магистральный путь эффективного использования культуросозидающего потенциала досуга сегодня видится:  в гуманизации социально-культурной деятельности в свободное время, освобождении ее от несвойственных природе досуга идеологических и производственных функций; актуализации национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей;в создании системы материального, правового, психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения широкой доступности культурно-досуговой деятельности для всех слоев населения, государственных гарантий защиты от коммерциализации культуры и нарушения принципа социальной справедливости, стимулирования свободы творчества и общественных инициатив в сфере рационального использования свободного времени людей;в разработке и осуществлении федеральных, региональных и муниципальных культурно-досуговых программ, обеспечивающих отдых и дальнейшее духовное и физическое развитие всех проживающих на данной территории групп населения;  во всестороннем развитии инфраструктуры культурно-досугового творчества путем совершенствования традиционных (клубы, парки, музеи, библиотеки, кинотеатры и т.д.) и создании новых общественно-государственных центров досуга, отвечающих требованиям обогащения духовной жизни региона;  в коренной перестройке образования в сфере культуры и досуга, перевода его в новое качество, отвечающее требованиям научно-технического, социального и духовного прогресса начала XXI века.
Однако наряду с этими очевидными направлениями социальной деятельности сложившаяся ситуация требует учета более глубинных факторов, детерминирующих государственную политику и общественную позицию в части реализации культуросозидающего потенциала досуга, а это предопределяет необходимость глубокого и разностороннего научного анализа проблемы.
Э.В.Соколов128 , Ю.Н.Кротова129 , А.С.Орлов130 и ряд других исследователей справедливо подчеркивали, что истоки общества рационального досуга уходят в глубины истории, в Древний Восток, античный мир, в эпоху Возрождения, в языческие традиции доколумбовой Америки; в иудаизм, христианство, ислам; в философию, социологию, психологию, педагогику и другие науки о человеке, который по мере развития цивилизации все в большей степени становится хозяином своего времени, постигает ценность досуга и формирует в себе умения и навыки его разумного использования.
Элементы складывающегося восприятия досуга как средства рекреации и фактора духовной жизни встречаются в разнообразных документах, раскрывающих историю Китая, Индии, Египта, Двуречья.
Однако относительно сложившаяся система взглядов на 128 Соколов Э.В.
Свободное время и культура досуга Л., 1977.
207 с.
129 Кротова Ю.Н.
Досуг вчера и сегодня.
Становление современных взглядов на социальную ценность досуга.
СПб., 1993.
23 с.
130 Орлов А.С.
Социология рекреации.
М., 1995.
148 с.

[Back]