Проверяемый текст
Гребенкина, Лидия Константиновна. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования (Диссертация 2000)
[стр. 63]

63 туре.
Родоначальником философско-антропологического подхода в отечественной педагогике был К.Д.
Ушинский.
В своем труде «Человек как предмет воспитания.
Опыт педагогической антропологии» он предложил разработать общее синтетическое учение о человеке, вобравшее в себя достижения антропологических наук, без постижения которого невозможна ни подготовка
педагога нового типа, ни обучение, ни воспитание.
Антропологический принцип предписывает рассмотрение понятия «Ч» в качестве исходной
категорий всех других педагогических категорий, а антропологический подход как путь к «человеческому в человеке».
Показательными в этом плане, на наш взгляд, являются современные концепции развития личности
педагога, разработанные В.А.
Сластениным и его научной школой: «Концепция высшего
профессионального образования в СССР» (1989), «Современная концепция инженерно-педагогического образования» (1991), «Современные концепции целостности педагогического процесса» (1997) и др.
В них изложены руководящие антропологические идеи, ключевые позиции, условия перестройки содержания, технологии и управления
инженерно-педагогического образования на основе человекознания и человековедения.
В.А.
Сластенин отмечает: «Идея универсальности знаний о человеке в его взаимосвязях с природой, обществом, культурой реализуется в онтологической схеме.
Человек Человек психолого-педагогический модуль.
Человек общество социогуманитарный модуль.
Человек Культура культурологический модуль.
Человек Природа естественнонаучный модуль.
...
Антропологиче ский подход предусматривает существенное изменение целей педагогического образования: отказ от управленческих и манипулятивных целей, выдвижение в качестве приоритетных целей саморазвитие и самоактуализацию личности студента в период его профессионального становления»
(413.
С.
8).
К.А.
Филонов (445) раскрывает влияние принципа антропологического реализма на профессиональную подготовку будущего педагога, использование которого требует отношения к студенту как к целостной, креативной, развивающейся личности.
Это обусловливает такую структуру взаимодействия препода
[стр. 80]

80 Он опирается на философскую, психологическую и педагогическую антропологию.
Человек в философской антропологии (учение о сущности человека) рассматривается как существо свободное, независимое и самостоятельное, творчески воздействующее на объективную реальность.
Антропология психологическая учение о природе, условиях развития и становления субъективности, внутреннего мира человека в образовании и культуре.
Родоначальником философско-антропологического подхода в отечественной педагогике был К.Д.
Ушинский.
В своем труде «Человек как предмет воспитания.
Опыт педагогической антропологии» он предложил разработать общее синтетическое учение о человеке, вобравшее в себя достижения антропологических наук, без постижения которого невозможна ни подготовка
учителя нового типа, ни обучение, ни воспитание.
Антропологический принцип предписывает рассмотрение понятия «человек» в качестве исходной
категории всех других педагогических категорий, а антропологический подход как путь к «человеческому в человеке».
В современных условиях педагогическая антропология рассматривается как фундамент теории и практики образования, как самостоятельная область исследований.
Б.М.
Бим-Бад рассматривает педагогическую антропологию как одну из отраслей педагогической науки; дает ее специфические цели, объект и предмет, проблематику, методы, содержание, аксиомы, гипотезы, теории и рекомендации для практики; показывает значение человекознания и человековедения для обогащения и развития педагогического профессионализма [34].
Показательными в этом плане, на наш взгляд, являются современные концепции развития личности
учителя, разработанные В.А.
Сластениным и его научной школой: «Концепция высшего
педагогического образования в СССР» (1989), «Современная концепция педагогического образования»

[стр.,81]

81 (1991), «Современные концепции целостности педагогического процесса» (1997) и др.
В них изложены руководящие антропологические идеи, ключевые позиции, условия перестройки содержания, технологии и управления
педагогического образования на основе человекознания и человековедения.
В.А.
Сластенин отмечает: «Идея универсальности знаний о человеке в его взаимосвязях с природой, обществом, культурой реализуется в онтологической схеме.
Человек Человек психологопедагогический модуль; Человек Общество социогуманитарный модуль; Человек Культура культурологический модуль; Человек Природа естественно-научный модуль.
...Антропологический подход предусматривает существенное изменение целей педагогического образования: отказ от управленческих и манипулятивных целей, выдвижение в качестве приоритетных целей саморазвитие и самоактуализацию личности студента в период его профессионального становления»
[372, 14-15].
В.В.
Горшкова раскрывает влияние принципа антропологического реализма на профессиональную подготовку будущего учителя, использование которого требует отношения к студенту как к целостной, креативно развивающейся личности.
Это обусловливает такую структуру взаимодействия преподавателя
и студента, при которой будущий учитель выступает субъектом педагогического процесса, а его самодеятельность стимулируется активными, диалогическими формами и методами педагогической подготовки.
Само же взаимодействие регулируется средствами познания и самопознания, организации и самоорганизации, контроля и самоконтроля [58].
Суть концепции Л.М.
Лузиной состоит в разработке философскоантропологического подхода в современной методологии воспитания.
Л.М.
Лузина рассматривает данный подход как новое методологическое

[Back]