64 вателя и студента, при которой будущий педагог выступает субъектом педагогического процесса, а его самодеятельность стимулируется активными, диалогическими формами и методами педагогической подготовки. Само же взаимодействие регулируется средствами познания, самопознания, организации и самоорганизаци, контроля и самоконтроля. Суть концепции П.В. Филиповой (443) состоит в разработке философскоантропологического подхода в современной методологии воспитания. Л.В. Филипова рассматривает данный подход как новое методологическое направление в теории воспитания, ориентированное на максимальный учет современного человекознания, интегрированного в философской антропологии и гуманитарных науках. В разработанном ею варианте педагогической антропологии предусматривается, что философская антропология это мировоззренческая и методологическая основа теории воспитания, что воспитание должно быть представлено как самовоспитание, как сама жизнь, бытие. Концептуальная модель процесса воспитания рассматривается через призму антропологических категорий: воспитание как способ бытия создает предпосылки перехода от «педагогики мероприятий» к «педагогике бытия», что позволяет обогатить понятийный аппарат посредством включения в него антропологических понятий («смысл жизни», «связность жизни», «антропологическое время», «антропологическое пространство», «дух», душа» и др.). Реализация концепции предполагает поиск адекватных природе и сущности человека, его бытию воспитательных технологий, новых методов и форм воспитания. Данная концепция предполагает до полнить гносеологический подход к воспитанию «понимающими подходами». Вводятся такие новые понятия, как «понимающее бытие», «воспитывающее понимание личности воспитанника». В концепции Л.В. Филиповой представлена система методологических принципов философско-антропологического подхода: антропологический; онтологический; диалогизма; отбора источников человековедческих знаний и методов; единства общего, особенного и единичного в познании человека; самопознания; рассмотрения способности к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания; приоритета понима |
81 (1991), «Современные концепции целостности педагогического процесса» (1997) и др. В них изложены руководящие антропологические идеи, ключевые позиции, условия перестройки содержания, технологии и управления педагогического образования на основе человекознания и человековедения. В.А. Сластенин отмечает: «Идея универсальности знаний о человеке в его взаимосвязях с природой, обществом, культурой реализуется в онтологической схеме. Человек Человек психологопедагогический модуль; Человек Общество социогуманитарный модуль; Человек Культура культурологический модуль; Человек Природа естественно-научный модуль. ...Антропологический подход предусматривает существенное изменение целей педагогического образования: отказ от управленческих и манипулятивных целей, выдвижение в качестве приоритетных целей саморазвитие и самоактуализацию личности студента в период его профессионального становления» [372, 14-15]. В.В. Горшкова раскрывает влияние принципа антропологического реализма на профессиональную подготовку будущего учителя, использование которого требует отношения к студенту как к целостной, креативно развивающейся личности. Это обусловливает такую структуру взаимодействия преподавателя и студента, при которой будущий учитель выступает субъектом педагогического процесса, а его самодеятельность стимулируется активными, диалогическими формами и методами педагогической подготовки. Само же взаимодействие регулируется средствами познания и самопознания, организации и самоорганизации, контроля и самоконтроля [58]. Суть концепции Л.М. Лузиной состоит в разработке философскоантропологического подхода в современной методологии воспитания. Л.М. Лузина рассматривает данный подход как новое методологическое 82 направление в теории воспитания, ориентированное на максимальный учет современного человекознания, интегрированного в философской антропологии и гуманитарных науках. Разработанный ею вариант педагогической антропологии предусматривает, что философская антропология это мировоззренческая и методологическая основа теории воспитания, что воспитание должно быть представлено как самовоспитание, как сама жизнь, бытие. Концептуальная модель процесса воспитания рассматривается через призму антропологических категорий: воспитание как способ бытия создает предпосылки перехода от «педагогики мероприятий» к «педагогике Бытия», что позволяет обогатить понятийный аппарат посредством включения в него антропологических понятий («смысл жизни», «связность жизни», «антропологическое время», «антропологическое пространство», «дух», «душа» и др.). Реализация концепции предполагает поиск адекватных природе и сущности человека, его бытию воспитательных технологий, новых методов и форм воспитания. Данная концепция предполагает дополнить гносеологический подход к воспитанию «понимающими подходами». Вводятся такие новые понятия, как «понимающее бытие», «воспитывающее понимание», «понимание личности воспитанника». В концепции Л.М. Лузиной представлена система методологических принципов философскоантропологического подхода: антропологический; онтологический; диалогизма; отбора источников человековедческих знаний и методов; единства общего, особенного и единичного в познании человека; самопознания; рассмотрения способности к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания; приоритета понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и эффективности любых форм, методов и средств воспитания; недоступности естественно-научной парадигмы в познании духовной |