74 сиональному, духовно-нравственному, культурному саморазвитию, творческому сотрудничеству с учащимися ПТШ. & Аксиологический (ценностный) подход. Аксиология теория ценностей философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, их обусловленности социальными и культурными факторами и структурой личности. Аксиологический годход включает ориентирование инженера-педагога на общечеловеческие, национальные и профессиональные ценности, ценностную направленность к профессионально-педагогической деятельности. Рассматривая образование как многоаспектную ценность, ученые выделяют общечеловеческую, государственную, общественную и личностную ценности. В годы перестройки образования возрос интерес к исследованию ценностных подходов к обучению и воспитанию, становлению и развитию ценностных ориентацией педагога, А.П. Сейтешев, классифицируя педагогические ценности образования, выделил социально-политические, интеллектуальные, нравственные группы и группу профессиональной педагогической деятельности. В их структуру он включает: призвание к труду инженера-педагога-воспитателя, сознание личностной и социальной ответственности за избранную профессию; талант педагога, его поисково-исследовательскую, инновационную деятельность; высокие нравственные личные качества педагога; коммуникативные способности, стиль общения с воспитанниками, основанный на демократических и гуманистических началах (педагог призван любить тех, кому преподает, и любить то, что препода ет); профессионализм инженера-педагога, высокий уровень специальной общекультурной подготовки, широкую профессиональную и общую эрудицию, педагогическое мастерство, обеспечивающее его конкурентоспособные качества на рынке труда; последовательную ориентацию на развитие и укрепление в целостном педагогическом процессе социальных, интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей образования (404. С. 3-7). Исследуя профессионально-педагогическое образование, авторы научного сообщения «Проектирование профессионального педагогического образова |
93 преподавателю и учебному предмету прямо пропорциональны наличию успеха, внимания, уважения, доверия, взаимопомощи. Реализация принципа личностно-ориентированного подхода требует определения условий и соблюдения педагогом ряда правил: создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества; соуправление и самоуправление; творческая деятельность педагогов и воспитанников; развитие активности и самостоятельности каждого школьника. Главными ее условиями, на наш взгляд, являются создание гуманистической модели воспитания, активной воспитывающей среды, наличие в педагогическом коллективе педагогов-гуманистов, воспринимающих личность ребенка как абсолютную ценность и способных к созданию гуманистических субъектсубъектных отношений. Таким образом, личностно-ориентированный подход является одним из принципов, главным условием организации и управления гуманной системой воспитания, трансактного обучения, направленных на развитие личности обучаемого как в общеобразовательной школе, так и в вузе. Идея личностно-ориентированного подхода направлена на подготовку педагога-гуманиста, которым может стать не просто знающий человек, а тот, кто способен к профессиональному, духовнонравственному, культурному саморазвитию, творческому сотрудничеству с детьми. Аксиологический подход. «Аксиология теория ценностей философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, их обусловленности социальными и культурными факторами и структурой личности» [337, 9]. 94 Аксиологический подход включает ориентацию педагога на общечеловеческие, национальные и профессиональные ценности, ценностную направленность в педагогической деятельности. Ценности образования это цели, значения, смыслы, идеальные формы педагогической деятельности, направленные на развитие человека на основе ценностных ориентаций. Рассматривая образование как многоаспектную ценность, ученые выделяют общечеловеческую, государственную, общественную и личностную ценности. В годы перестройки образования возрос интерес к исследованию ценностных подходов к обучению и воспитанию, становлению и развитию ценностных ориентаций учителя. З.И. Равкин, классифицируя педагогические ценности образования, выделил социально-политические, интеллектуальные, нравственные группы и группу профессиональной педагогической деятельности. В их структуру он включает: призвание к труду учителя-воспитателя, сознание личностной и социальной ответственности за избранную профессию; талант педагога, его поисково-исследовательскую, инновационную деятельность; высокие нравственные личные качества учителя; коммуникативные способности, стиль общения с воспитанниками, основанный на демократических и гуманистических началах (учитель призван любить тех, кому преподает, и любить то, что преподает); профессионализм педагога, высокий уровень специальной и общекультурной подготовки, широкую профессиональную и общую эрудицию, педагогическое мастерство, обеспечивающее его конкурентоспособные качества на рынке труда; последовательную ориентацию на развитие и укрепление в целостном педагогическом процессе социальных, интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей образования [337]. 98 кой деятельности (призвание к труду учителя-воспитателя, сознание личностной и социальной ответственности за избранную профессию; талант педагога, его поисково-исследовательская, инновационная деятельность; высокие нравственные личные качества учителя; его коммуникативные способности, стиль общения с воспитанниками, основанный на демократических и гуманистических началах (учитель призван любить тех, кому преподает, и любить то, что преподает); профессионализм педагога... последовательная ориентация на развитие и укрепление в целостном педагогическом процессе социальных, интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей образования) [337]. Акмеологический подход к формированию профессионализма учителя направлен на постоянное достижение «акме», высокого уровня педагогического мастерства [391]. Акмеология (от греч. акте высшая степень чего-либо, цветущая сила и logos слово, учение) молодая ветвь психологии, изучающая пути достижения высокого уровня профессионализма [243]. Сущностную основу акмеологии как науки рассматривают Б.Г. Ананьев, И.Д. Багаева, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, А.Н. Рыбников и др., подчеркивая ее аксиологическую и личностную значимость. «Предметом акмеологии являются также субъективные и объективные факторы, способствующие достижению вершин профессионализма, творческого долголетия специалистов, а также закономерности обучения профессионализму будущих специалистов, совершенствования и коррекции их деятельности. К объективным факторам относят качество полученного образования. К субъективным талант и способности человека, его ответственность, компетентность, умение эффективно решать производственные задачи» [384, 52]. |