83 венного человека. Гармония нравственных знаний, нравственных чувств и нравственного поведения личности инженера-педагога становится притягательной для окружающих, стимулирует формирование нравственного идеала у воспитанников. Духовно-нравственная культура это нить, связывающая духовность инженера-педагога с духовным миром растущего человека. От нравственной позиции педагога во многом зависит наше будущее. Инженер-педагог человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляются повышенные требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиции воспитание следует рассматривать как способ приобщения к культуре. Авторитет инженера-педагога-мастера зависит от уровня представленности следующих компонентов: профессиональной компонентности, социального, личностного, ролевого, культурологического (культура проведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения). Культурологический подход в обучении и воспитании предполагает обновление учебных планов и программ (введение в учебные планы новых дисциплин социокультурного содержания), интеграцию общей и педагогической культуры, активное вхождение инженера-педагога в мир педагогических систем, ценностей, технологий. Русский мыслитель, художник и общественный деятель Рерих Н.К., на наш взгляд, дал одно из самых образных определений культуры: культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, I сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и уточненных достижений. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Именно эти составные, на наш взгляд, являются главными в педагогической культуре, являются базой педагогического мастерства. Педагог творец культурных ценностей, и чем выше его культура, тем больших успехов он достигает в своей педагогической деятельности. Культура инженера-педагога составляет основу педагогического мастерства и является главным условием педагогического творчества. |
105 В содержании педагогической культуры можно выделить совокупность стержневых компонентов, таких как культура педагогического мышления, духовно-нравственная культура, культура педагогического общения, культура сотрудничества, культура поведения и внешнего вида, культура речи. Духовная культура педагога интегральное качество личности, характеризующееся мерой и способом творческой самореализации субъекта, направленной на формирование духовности. Духовность это особенное состояние человека, выражающееся в высоком уровне сформированности нравственных качеств личности, понимании своего места в жизни общества, гуманном отношении к природе, труду, к людям и самому себе, а также бескорыстном служении обществу. Духовно-нравственная культура педагога определяет гуманистическую направленность его личности. Это критерий профессионализма учителя, так как только нравственная личность способна воспитывать нравственного человека. Гармония нравственных знаний, нравственных чувств и нравственного поведения личности учителя становится притягательной для окружающих, стимулирует формирование нравственного идеала у воспитанников. Духовнонравственная культура это нить, связывающая духовность учителя с духовным миром растущего человека. От нравственной позиции педагога во многом зависит наше будущее. Педагог человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляются повышенные требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание следует рассматривать как способ приобщения к культуре. 106 Авторитет учителя-мастера зависит от уровня представленности следующих компонентов: профессиональной компетентности, социального, личностного, ролевого, культурологического (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения). Культурологический подход в обучении и воспитании предполагает обновление учебных планов и программ (введение в учебные планы новых дисциплин социокультурного содержания), интеграцию общей и педагогической культуры, активное вхождение учителя в мир педагогических систем, ценностей, технологий. Русский мыслитель, художник и общественный деятель Н.К. Рерих, на наш взгляд, дал одно из самых образных определений культуры: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и уточненных достижений. Культура есть двигатель. Культура есть сердце» [342, 86]. Именно эти составные, на наш взгляд, являются главными в педагогической культуре, являются базой педагогического мастерства. Учитель творец культурных ценностей, и чем выше его культура, тем больших успехов он достигает в своей педагогической деятельности. Культура учителя составляет основу педагогического мастерства и является главным условием развития профессионализма учителя. По мнению И.Ф. Исаева, методология культурологического подхода дает четкое представление о наполнении ценностей и технологий личностным смыслом лишь в процессе творческой педагогической деятельности, что обеспечивает полноту и целенаправленность личностной профессиональной самореализации педагога [228]. Следовательно, совершенствование культуры педагога всегда направлено на постоянное гармоническое развитие собственной личности, |