Проверяемый текст
Липартелиани, Ольга Николаевна; Педагогические условия эффективного формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе обучения : На материале гуманитарных дисциплин (Диссертация 2006)
[стр. 197]

197 В проведении второго среза приняли участие 48 старшеклассников.
Задача заключалась в проверке умения создавать текст, адекватный данной сфере и ситуации общения, то есть текст определенного речевого жанра.
Задание было следующим: Определите стиль текста, передайте содержание текста в ином, более уместном стиле, стараясь показать, что блины это вкусное блюдо: «Между нами был человек основательный учитель математики.
Он посмотрел
на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно: Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое блин.
Для получения этого последнего, берется окружность в три вершка в диаметре пи-эр квадрат, заполняется массой из муки с молоком и дрожжами.
Затем все это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от нее железной средой.
Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, то есть так называемым маслом.
Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно.
Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом.
Итальянцы пошептались и спросили робко: А с какой целью вы все это делаете? Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго: Чтобы весело было!» (Тэффи.
Блины.) (Текст взят из книги: Шипицина Г.М.

и др.
[193]).
62% (30 работ) учащихся определили стиль фрагмента как научный.
Остальные мнения распределились следующим образом: художественный, разговорный стили, а также смешение разговорного и научного стиля отмечено в 6% работ; публицистический и научно-информационный стили отмечены в 3% работ, в 5% ответов стиль определен как деловой.
[стр. 119]

4 к лили иначе: некоторые стиль фрагмента отметили как публицистический; научно-публицистический; научно-популярный.
При этом нарушение стилевого единства связывают с введением художественных элементов и элементов официально-делового стиля.
Кроме того, приводятся объяснения, не связанные со стилистическими нормами, например: «Стилистическое единство на* рушено, так как отсутствует единая мысль»; «Стилевое единство нарушено постановкой знаков препинания, введением цитаты».
Указания на нарушение Ч) % единства стиля даются не во всех работах.
Цель нарушения стилевой целостности фрагмента отражена в единичных работах.
Она связывается с желанием автора «образно и ярко донести мысль», «облегчить понимание», «насытить текст информацией», «наиболее полно раскрыть тему», «проверить знания».
Проведенный срез позволяет сделать выводы о том, что, не имея знаний о функциональных стилях речи или же имея слабые знания, учащиеся не в состоянии лишь на основе стилистического чутья определить сферу общения и однородность (неоднородность) стиля.
Им недостает для этого речевого опыта, в частности в такой сфере общения, как научная.
Однако те, кто отметил элементы другого стиля, не сочли их неуместными, по-своему обосновали причины такого смешения.
Это позволяет говорить об определенном уровне развития «чувства коммуникативной целесообразности», иными словами, при проведении коммуникативно-функционального анализа текста его коммуникативный компонент осознается на эмпирическом уровне лучше, чем функциональный.
В проведении второго среза приняли участие 48 старшеклассников.
Задача заключалась в проверке умения создавать текст, адекватный данной сфере и ситуации общения, то есть текст определенного речевого жанра.
Задание было следующим: Определите стиль текста, передайте содержание текста в ином, более уместном стиле, стараясь показать, что блины это вкусное блюдо.
Между нами был человек основательный учитель математики.
Он по
119

[стр.,120]

ф смотрел на нас, на итальянцев строго и сказал отчетливо и внятно: Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое блин.
Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре.
Пиэр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами.
Затем все это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от нее железной средой.
Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, то есть так называемым маслом.
Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно.
Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом.
Итальянцы пошептались и спросили робко: А с какой целью вы все это делаете? Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго: Чтобы весело было! (Тэффи.
Блины.).
* Текст взят из книги: Шипицина Г.М.

[193].
62% (30 работ) учащихся определили стиль фрагмента как научный.
Остальные мнения распределились следующим образом: художественный,А разговорный стили, а также смешение разговорного и научного стиля отмечено в 6% работ, публицистический и научно-информационный стили отмечены в 3% работ, в 5% ответов стиль определен как деловой.

Тексты, созданные учениками, не отвечают жанру непринужденной беседы, в подавляющем большинстве они являются рецептами, уместными лишь в поваренной книге.
Только в пяти сочинениях рассказывается о блинах как о вкусном блюде, еще в двух приводится рассказ о происхождении блинов, связанных с празднованием масленицы.
В работах отмечается злоупотребление канцеляризмами, элементами официально-деловой лексики: «приступаем к выпечке», «путем интенсивного взбивания», «изготовление начинается с заготовки компонентов: миски, муки, молока, дрожжей, яиц и 120 Р %

[Back]