Проверяемый текст
Липартелиани, Ольга Николаевна; Педагогические условия эффективного формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе обучения : На материале гуманитарных дисциплин (Диссертация 2006)
[стр. 22]

22 пережить катарсис, достичь уровня озарения, сделать неожиданное «открытие».
Мотивационно-прагматические технологии связаны с установлением в классе условий реального общения.
Эти технологии мы противопоставляем распространенному в школах псевдообщению.
Псевдообщение, общение, организованное учителем в рамках учебного материала, часто выходит за рамки реальных интересов учащихся, и они участвуют в нем лишь постольку, поскольку этого требует учитель, школа, родители, собственное самосознание.
Поэтому урок дети воспринимают как период внутренней мобилизации, концентрации внимания на учителе и на том, что он говорит, а внеурочное время как время расслабления и удовлетворения реальных (познавательных, речевых и
других) интересов.
Мотивационнопрагматический подход призван обеспечить условия реального общения прямо на уроке.
Создание на уроке
реального речевого общения опирается на последовательную реализацию принципа единства сознаваемого несознаваемого и требует от учителя колоссального напряжения.
Особое место в методике развития связной речи занимают вопросы коммуникативно-ориентированного обучения.
Эти вопросы связаны с
вопросами развития инициативной, диалогической речи, с вопросами развития навыков общения.
Традиционная методика развития монологической речи не всегда способна реализовать в своей системе коммуникативные методы обучения.
Сторонники коммуникативно-ориентированного обучения часто отрицают положительный смысл традиционного подхода и предлагают методику общения в качестве новой перспективы.

Думается, что перспектива
заключаться другим Известно, что традиционный подход заключается в реализации «лингвистической схемы»: форма значение употребление; новый подход больше отражает структуру коммуникативного акта, который обычно имеет
[стр. 34]

ся таким образом, чтобы она ассоциировалась с самостоятельной творческой работой, позволяющей детям пережить катарсис, достичь уровня озарения, сделать неожиданное «открытие».
Мотивационно-прагматические технологии связаны с установлением в классе условий реального общения.
Эти технологии мы противопоставляем распространенному в школах псевдообщению.
Псевдообщение, общение, организованное учителем в рамках учебного материала, часто выходит за рамки реальных интересов учащихся и они участвуют в нем лишь постольку, поскольку этого требует учитель, школа, родители, собственное самосознание.
Поэтому урок дети воспринимают как период внутренней мобилизации, концентрации внимания на учителе и на том, что он говорит, а внеурочное время как время расслабления и удовлетворения реальных (познавательных, речевых) интересов.
Мотивационнопрагматический подход призван обеспечить условия реального общения прямо на уроке.
Создание на уроке
условий реального речевого общения 4* опирается на последовательную реализацию принципа единства сознаваемого несознаваемого и требует от учителя колоссального напряжения.
Язык приспособлен для выражения мысли и для коммуникации, но реализуются эти его главнейшие функции в речи.
Частные функции языка определяются исходя из компонентной структуры речевого акта (говорящий * субъект, адресат речи и то, о чем делается сообщение).
В соответствии с этой структурой мы опираемся на три функции: репрезентативную функцию обо-4 значения внеязыковой действительности, экспрессивную функцию выражения внутреннего состояния говорящего и апеллятивную функцию воздействия на адресата речи.
Специалисты считают, что экспрессивная и репрезентативная функции связывают субъект и объект познания, обеспечивают когнитивную деятельность человека.
Языковой знак, таким образом, выступает как символ по отношению к обозначаемой им внеязыковой действительности.
Доминирование той или другой функции создает особые жанры речевой деятельности (лекция, проповедь, репортаж, интервью, очерк).
* 34

[стр.,35]

( Известно, что осуществление коммуникации определяется тем, что говорящие пользуются понятным им языком (кодом) и существуют условия, обеспечивающие передачу сообщения.
Реализацию технологии коммуникативно-развивающего обучения мы видим в системе нескольких неравнозначных функций языка: репрезентативной, связанной с обозначением внеязыковых категорий; эмотивной, выражающей отношение автора речи к ее содержанию; конативной, определяющей для таких форм, как обращение, императив, апелляция к сопереживанию; фатической, ориентированной на создание уз общности между людьми путем обмена текущей информацией, мнениями, оценками; металингвистической, реализуемой в языковедческих текстах (в рефлексии над языком его носителей); поэтической, проявляющейся в ритмичности, образности повседневной речи.
Особое место в методике развития связной речи занимают вопросы коммуникативно-ориентированного обучения.
Эти вопросы связаны с вопро-* сами развития инициативной, диалогической речи, с вопросами развития навыков общения.
Традиционная методика развития монологической речи не всегда способна реализовать в своей системе коммуникативные методы обучения.
Сторонники коммуникативно-ориентированного обучения часто отрицают положительный смысл традиционного подхода и предлагают методикуй общения в качестве новой перспективы.
Думается, что перспектива
будет заключаться в стыковке этих направлений, а не в отрицании одного другим.
В чем может проявляться эта стыковка? Известно, что традиционный подход заключается в реализации «лингвистической схемы»: форма —значение употребление; новый подход больше отражает структуру коммуникативного акта, который обычно имеет «схему»: потребность (интенция) — мысль (значение) —форма (языковые средства).
Иначе говоря, коммуникативное обучение в отличие от традиционного опирается на учет реальных жизненных ситуаций.
Однако анализ единиц, составляющих речевое общение, речевую ситуацию, не всегда приводит к познанию и использованию за35

[стр.,70]

I» «к « Я з ы к всегда был включён в коммуникацию, и в историческом развитии бы-: ли разные формы «духовного» общения.
Можно сказать, что язык является скорее исторической, а не современной основой коммуникации.
Межличностная коммуникация как коммуникация от «одного лица к другому» в нашу эпоху является только частью общественного коммуникативного процесса.
Она опосредует (в смысле «устанавливает связь») совместную деятельность в непосредственной микросреде личности» [174].
В работе даётся характеристика понятийного аппарата современной теории общения.
Рассматривая современные технологии развития связной речи, исследователь подробно анализирует вопросы коммуникативно-ориентированного обучения.
Эти вопросы связаны с
проблемами развития инициативной, диалогической речи, с вопросами развития навыков общения.
Сторонники коммуникативно-ориентированного обучения часто отрицают положительный смысл традиционного подхода и предлагают методику общения в качестве новой перспективы.

Известно, что традиционный подход заключается в реализации «лингвистической схемы»: форма значение употребление; новый подход больше отражает структуру коммуникативного акта, который обычно имеет
«схему»: потребность (интенция) мысль (значение) форма (языковые * средства) [182].
Иначе говоря, коммуникативное обучение в отличие от традиционного опирается на учёт реальных жизненных ситуаций.
Однако анализ единиц, составляющих речевое общение, речевую ситуацию, не всегда приводит к познанию и использованию закономерностей построения связного высказывания, тоже имеющего место в реальной жизненной ситуации.
Поэтому необходимо рассмотреть возможность включения текстовых единиц в основные модели общения.
Надо помнить так же, что обучение диалогу не всегда означает одновременное научение монологу.
Монолог требует большей самостоятельности в определении цели высказывания, формы, языковых средств выражения.
Поэтому психологические мотивы построения диалога могут сыграть большую роль для создания благоприятных условий * 70 *

[Back]