33 была выделена как один из аспектов изучения данной науки. Под общением здесь понималось психическое взаимодействие людей во всех его формах, включая и информационно-коммуникативное и рецептивное. Б.Д.Парыгин назвал рассматривавшийся им вид общения «социально-психологическим». Б.Ф.Ломов же [158] утверждал, что «неверно рассматривать проблему общения только как исключительно принадлежащую социальной психологии». Потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Вместе с тем общение определяет развитие многих других потребностей, например, эстетической, которая по своей природе является коммуникативной. Философское содержание проблемы общения отражается в работах М.С.Кагана [94], психологов Б.Г.Ананьева [6], А.А.Леонтьева [110], Б.Ф.Ломова [158], А.В.Петровского [172], С.Л.Рубинштейна [164] и др. Учёными подчеркивается социокультурная природа его происхождения. С точки зрения авторов, в общении проявляется человеческая сущность, оно выступает обязательным условием существования любых форм социальной и индивидуальной жизни. В работах Г.М.Андреевой [6], А.А.Бодалевой [27], М.С.Кагана [94], В.Н.Мясищева [157] и др. раскрывается деятельность, характер общения и диалогическая его структура. Общение рассматривается как процесс межличностного взаимодействия субъектов, имеющий целью О согласования их взаимных усилии для налаживания отношении и достижения общего результата, изменений в познавательной, мотивационно0 эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В диссертационных трудах последних лет вопросы о сущности речевой деятельности, проблемы развития коммуникативных способностей учащихся школ и студентов вузов, формирования речевой культуры обучаемых поднимали Г.Г.Чанышева, И.А.Гришина, И.В.Хаирова, Э.А.Заляева, А.В.Никитина, К.С.Фатхуллова и др. Так, Г.Г.Чанышева подробно исследовала историю вопроса по проблеме взаимосвязи категории коммуникации и общения. Анализируя три |
ского высказывания. Практика же современных исследований убеждает в том, что именно эта категория обеспечивает эффект коммуникативного воздействия. Проблемы коммуникативности, речевой культуры учащихся рассматриваются многими педагогами. Опорой в научно-теоретическом осмыслении современных проблем языковой коммуникации и развития речи явились работы в области методики: а) русского языка как родного Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Е.И. Никитиной, В.В. Бабайцевой, и др.; как неродного —Л.З. Шакировой, А.Ш. Асадуллина, Г.А. Анисимова, В.Ф. Габдулхакова, Л.Г. Саяховой, К.З. Закирьянова, Р.Б. Саботкоева, Г.А. Ждановой, Р.Б. Гарифьяновой и др.; б) татарского языка как родного и неродного —Р.А. Юсупова, Ф.Ф. Харисова, Ч.М. Харисовой, Р.Р. Замалетдинова, Н.К. Туктамышева и др.; в) иностранных языков —Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, В.Л. Скалкина и др. В диссертационных трудах последних лет вопросы о сущности речевой деятельности, проблемы развития коммуникативно-речевых способностей 4 учащихся школ и учащихся вузов, формирования речевой культуры обучаемых поднимали Г.Г. Чанышева, И.А. Гришина, И.В. Хаирова, Э.А. Заляева, А.В. Никитина, К.С. Фатхуллова и др. Так А.В.Соколов подробно исследовал историю вопроса по проблеме взаимосвязи категории коммуникации и общения. Анализируя три стороны общения: перцептивную, интерактивную и коммуникативную, исследователь подробно описывает последнюю. Коммуникативная сторона общения связанаг с выявлением специфики процесса общения между людьми как активными субъектами, то есть с учётом отношений между людьми, их установок, целей, намерении, что приводит к передачи знании, сведении, мнении, которыми обмениваются люди в процессе общения. А.В.Соколов считает, что общение следует отличать от коммуникации. Коммуникация включает любую связь, взаимодействие как систем, так и индивидуумов, и включает в себя все виды общения. Содержанием коммуникации является обмен информацией. 1 69 В отечественную науку проблема общения вошла в 20-е годы, но пер9 воначально на достаточно узком научном пространстве в лингвистике, ли4 тературоведении и эстетике. В 1923 г. Л.П. Якубинский опубликовал статью «О диалогической речи», в которой доказывал, что язык следует изучать в контексте общения людей, ибо характер речи находится в прямой зависимости от «условий общения», от «формы общения» и от «целей общения». Отсюда различение двух основных форм: диалогической и монологической. Причём, автор отмечал «естественность диалога» и «искусственность монолога», обосновывая это тем, что всякое взаимодействие людей есть именно взаимодействие, которое стремится избежать односторонности, хочет быть 9 двусторонним, «диалогичным» и избежать монолога. Ш Развитие в 60-е годы социальной психологии как научной дисциплины дало импульс рассмотрению общения под новым углом зрения. В книге Б.Д. Парыгина [148] «Социальная психология как наука» проблема общения была выделена как один из аспектов изучения данной науки. Под общением здесь понималось психическое взаимодействие людей во всех его формах,’ включая и информационно-коммуникативное и рецептивное. Б.Д. Парыгин назвал рассматривавшийся им вид общения «социально-психологическим». Скворцов Л.Л. [172] утверждал, что «неверно рассматривать проблему 4 общения только как исключительно принадлежащую социальной психоло* гии». Потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Вместе с тем общение определяет развитие многих других* потребностей, например, эстетической, которая по своей природе является коммуникативной Философское содержание проблемы общения отражается в работах Ю А.А. Леонтьева [113,114], А.К.Марковой и А.Я.Никоновой [123], А.М.Пешковского [153], С.Л. Рубинштейна [165] и др. Учёными подчёркивается сош циокультурная природа его происхождения. С точки зрения авторов, в общении проявляется человеческая сущность, оно выступает обязательным ус73 * ловием существования любых форм социальной и индивидуальной жизни. В работах И.Д. Андреева [4], И.Д. Бодалева [29], А.А.Брудного [32] раскрывается деятельностный характер общения и диалогическая его структура. Общение рассматривается как процесс межличностного взаимодействия субъФ ектов, имеющий целью согласования их взаимных усилий для налаживания#> отношений и достижения общего результата, изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. Ф Языковая коммуникация предполагает акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанную на взаимопонимании; она предполагает сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Проблемы строения языка, его роли в общении и формировании сознания волновали учёных, исследователей давно. Психологическая сущность 4 \ речевой деятельности учащихся раскрывалась в трудах Л.С. Выготского [45],Л А.А. Леонтьева [114, 115], В.Я.Ляудиса [121], Н.И. Жинкина [71, 72] и других. В.Ф.Габдулхаков в работе «Язык, речь, творчество» высказывает 4 мысль о том, что в процессе общественно разделённого труда у людей появилась необходимость тесного общения, «обозначения той трудовой ситуации, в которой они участвуют, что и привело к возникновению языка. На первых порах этот язык был тесно связан с жестами, и нечленораздельный звук мог означать и «осторожнее», и «напрягись» значение этого звука зависело от практической ситуации, от действия, жеста и тона»[55, с.74]. Рождение языкащ привело тому, что постепенно возникла целая система кодов, которые обозначали предметы и действия; позже эта система кодов стала выделять признаки предметов и действий и их отношения и, наконец, образовались сложI4 ные синтаксические коды целых предложений, которые могли формулировать сложные формы высказывания. Рассуждения Н.И. Жинкина [71,72] помогли сделать вывод о том, что все речевые процессы необходимо рассматривать не сами по себе, а в ком74 4 |