51 предложений состоят сложное синтаксическое целое, абзац, фрагмент и другие единицы связной речи. * Связность обеспечивается использованием различных лексических и грамматических средств: лексического повтора, синонимов, антонимов, союзов, местоимении, наречии, вводных слов и сочетании, соотнесенности видовременных форм глагола, порядка слов, неполноты присоединяемых предложений. Связность предполагает также наличие предложений или целых абзацев, обеспечивающих смысловую связь микротем текста. Такие предложения или абзацы могут подводить итог сказанному в рамках микротемы или выполнять одновременно обе названные функции. Многие исследователи рассматривают связную речь в рамках закономерностей построения монологической речи. Правильный монолог ученика (устный или письменный) подчиняется тем же законам построения текста, что и связная письменная речь известных мастеров слова. Мы согласны с определением связной речи как речи монологической, структурированной, целостной, логичной, последовательной, композиционно оформленной: такая речь необходима для полноценной коммуникативной деятельности, и по уровню ее владения можно судить о лингвистической речевой, предметной и коммуникативной компетенции учащихся. В последнее время среди умений связной речи стали называть и умение создавать текст определенного стиля Стилистическую организацию речи определяет фактор коммуникативной целесообразности употребления языковых средств в «конкретной сфере общения, речевой ситуации, с учетом целей и задач общения, содержания высказывания его жанра» [90], поэтому стилистические нормы имеют более свободный характер, чем общеязыковые. Возможно, по этой причине стилистическое чутье исследовано в меньшей степени, чем лексический и грамматический компоненты чувства языка, однако, по замечанию Б.В.Беляева, говорят о нем значительно чаще, поскольку «сравнительно с фонетическими, лексическими и |
готовке к ней говорящий заранее определяет ее как структуру, планирует ее как целое, составляет план, готовит фрагменты, подбирает средства языка, отрабатывает внутренние связи и композицию. Именно в связной речи обнаруживаются жанровые различия (описание, повествования, рассуждения и другие) и стилистические особенности. Многие исследователи рассматривают связную речь в рамках закономерностей построения монологической речи. Правильный монолог ученика (устный или письменный) подчиняется тем же законам построения текста, что и связная письменная речь известных мастеров слова. К пониманию связной речи как речи монологической, структурированной, целостной, дифференцированной и стилистически и жанрово, склоняемся и мы: такая речь необходима для полноценной коммуникативной деятельности и по уровню владения ею можно судить о лингвистической, речевой, предметной и коммуникативной компетенции учащихся и людей вообще. Связная речь — важнейший показатель эффективной коммуникации между людьми, поскольку она усиливает степень понимания и осмысления речи. Исследование языка как средства коммуникации, включенной в деятельность человека, в познание и преобразование мира совместно с другими людьми, ставит перед методистами задачи вычленения основных лингвистических единиц общения и осмысления их структурной и смысловой организации, их функционирования в многообразной речевой деятельности личности, принадлежащей к тому или иному социуму. Использование прагматики для описания коммуникативных функций языка породило новое перспективное коммуникативно-прагматическое направление изучения речевого общелингвистику общения. Это лингвистика ставит язык в широкий кон-ния текст коммуникации, отдавая приоритет деятельностному подходу, роли субъекта речи и ее адресата и понимания в связи с этим механизма языка как триединство строевых единиц, речевых действий и текстов. Н.И. Формановская подчеркивает, что коммуникативно-прагматический подход к рассмот ♦ но объединяющий синтаксические единицы в некое целое, называется текстом»!^85, с.217]. Согласно определениям методистов ( А.Н. Шанского, Т.А. ЛадыженФ ской, Е.Н. Никитиной) текст это завершённый по определённой тематике Ш отрезок связной речи, состоящий из нескольких самостоятельный предложений. Исключением являются лишь периоды, которые иногда состоят лишь из одного сильно развёрнутого предложения. Существование разных теоретиче* ских подходов к изучению текста приводит к различным его определениям. Однако в общем определении текста можно констатировать, что текст —это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, рас•• крывающее определенную тему, основную мысль или то и другое вместе и состоящее из ряда особых (текстовых) единиц, объединённых разными типами лексико-грамматическои, стилистической связи, имеющее определенную 9 целенаправленность и прагматическую установку. В качестве единицы тек-* ста называют сложное синтаксическое целое, которое представляет собой группу из нескольких предложений, связанных между собой грамматически и тематически. Значит, задача учителя научить школьников строить речевое сообщение на уровне высказывания, сложного синтаксического целого или текста, основу которого составляет предложение. Именно из предложений состоят сложное синтаксическое целое, абзац, фрагмент и другие единицы связной речи. Связность обеспечивает использование различных лексических и ф грамматических средств: лексического повтора, синонимов, антонимов, союзов, местоимений, наречий, вводных слов и сочетаний, соотнесённости видовременных форм глагола, порядка слов, неполноты присоединяемых предложений. Связность предполагает также наличие предложений или целых абзацев, обеспечивающих смысловую связь микротем текста. Такие предложения или абзацы могут подводить итог сказанному в рамках микротемы или выполнять одновременно обе названные функции. Многие исследователи рассматривают связную речь в рамках законно * 83 л мерностей построения монологической речи. Правильный монолог ученикаФ (устный или письменный) подчиняется тем же законам построения текста, что и связная письменная речь известных мастеров слова. Мы согласны с определением связной речи как речи монологической, структурированной, целостной, логичной, последовательной, композиционно оформленной; такая речь необходима для полноценной коммуникативной деятельности, и по уровню ее владения можно судить о лингвистической, речевой, предметной и коммуникативной компетенции учащихся. В последнее время среди умений использования связной речи стали называть и умение создавать текст определенного стиля. Ф Стилистическую организацию речи определяет фактор коммуникативной целесообразности употребления языковых средств в «конкретной сфере общения, речевой ситуации, с учетом целей и задач общения, содержания # высказывания, его жанра» [101, с.49], поэтому стилистические нормы имеют более свободный характер, чем общеязыковые. Возможно, по этой причине стилистическое чутье исследовано в меньшей степени, чем лексический и грамматический компоненты чувства языка, однако, по замечанию Б.В.Беляева, говорят о нем значительно чаще, поскольку «сравнительно с фонетическими, лексическими и грамматическими особенностями языка они■ щ (стилистические особенности) с наибольшим трудом поддаются осознанию» [22, с.71]. Природа стилистического компонента языкового чутья, как и чувства языка в целом, признается интуитивной и связывается с различением речевых стилей: «чувство стиля заключается в том, что человек чувствует (не осознавая) особенности различных стилей изложения вплоть до индивидуI ального» [22, с.72]. С точки зрения обучения стилистике в школе чувство языка понимается, как способность определять стилистическую и эмоционально-оценочную окраску слов и выражении, устанавливать принадлежность текста к определенному стилю, интуитивно выявлять случаи отклонения от стилистической нормы, указывать доминанту стиля [186]. |