Проверяемый текст
Липартелиани, Ольга Николаевна; Педагогические условия эффективного формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе обучения : На материале гуманитарных дисциплин (Диссертация 2006)
[стр. 52]

52 грамматическими особенностями языка они (стилистические особенности) с наибольшим трудом поддаются осознанию» [20].
Природа стилистического компонента языкового чутья, как и чувства языка в целом, признается интуитивной и связывается с различением речевых стилей: «чувство стиля заключается в том, что человек чувствует (не осознавая) особенности различных стилей изложения вплоть до
индивидуального» [20].
С точки зрения обучения стилистике в школе чувство языка понимается, как способность определять стилистическую и эмоционально-оценочную окраску слов и
выражений, устанавливать принадлежность текста к определенному стилю, интуитивно выявлять случаи отклонения от стилистической нормы, указывать доминанту стиля [188].
Нормативное чувство стиля развивается в 9-летней школе при изучении курса русского языка, включающего основы стилистики.
Заложенная на этом этапе база позволяет учащимся старших классов перейти на другой, более высокий уровень уровень выразительности, определяемой коммуникативной целесообразностью.
Именно такая ступень,
предполагающее творческое владение языком, соответствует высшему уровню речевой способности, формируемому у старших школьников.
О возможности подобного речевого развития в ранней юности свидетельствуют психологические характеристики данного периода.
В построении высказываний различных стилей целесообразность выступает как важнейшая сторона нормативности.
Функциональностилистические нормы, основывающиеся на принципах отбора и сочетания языковых средств в различных разновидностях текстов, обычно связывают с представлением о единстве стиля, однако в современной речи подобная строгость стиля стала весьма относительной.
Исследуя русскую речь конца XX века, В.Н.Шапошников отмечает: «Эмоционально-экспрессивным изменениям современного языка соответствуют функционально-стилевые смещения в его структуре.
Изменения состоят в том, что определенные
[стр. 84]

л мерностей построения монологической речи.
Правильный монолог ученикаФ (устный или письменный) подчиняется тем же законам построения текста, что и связная письменная речь известных мастеров слова.
Мы согласны с определением связной речи как речи монологической, структурированной, целостной, логичной, последовательной, композиционно оформленной; такая речь необходима для полноценной коммуникативной деятельности, и по уровню ее владения можно судить о лингвистической, речевой, предметной и коммуникативной компетенции учащихся.
В последнее время среди умений использования связной речи стали называть и умение создавать текст определенного стиля.
Ф Стилистическую организацию речи определяет фактор коммуникативной целесообразности употребления языковых средств в «конкретной сфере общения, речевой ситуации, с учетом целей и задач общения, содержания # высказывания, его жанра» [101, с.49], поэтому стилистические нормы имеют более свободный характер, чем общеязыковые.
Возможно, по этой причине стилистическое чутье исследовано в меньшей степени, чем лексический и грамматический компоненты чувства языка, однако, по замечанию Б.В.Беляева, говорят о нем значительно чаще, поскольку «сравнительно с фонетическими, лексическими и грамматическими особенностями языка они■ щ (стилистические особенности) с наибольшим трудом поддаются осознанию» [22, с.71].
Природа стилистического компонента языкового чутья, как и чувства языка в целом, признается интуитивной и связывается с различением речевых стилей: «чувство стиля заключается в том, что человек чувствует (не осознавая) особенности различных стилей изложения вплоть до
индивидуI ального» [22, с.72].
С точки зрения обучения стилистике в школе чувство языка понимается, как способность определять стилистическую и эмоционально-оценочную окраску слов и
выражении, устанавливать принадлежность текста к определенному стилю, интуитивно выявлять случаи отклонения от стилистической нормы, указывать доминанту стиля [186].


[стр.,85]

* Нормативное чувство стиля развивается в 9-летней школе при изучении курса русского языка, включающего основы стилистики.
Заложенная на этом этапе база позволяет учащимся старших классов перейти на другой, более высокий уровень уровень выразительности, определяемой коммуникативной целесообразностью.
Именно такая ступень,
предполагающая творче■ ское владение языком, соответствует высшему уровню речевой способности, формируемому у старших школьников.
О возможности подобного речевого развития в ранней юности свидетельствуют психологические характеристикил данного периода.
В построении высказываний различных стилей целесообразность выступает как важнейшая сторона нормативности.
Функционально-стилистические нормы, основывающиеся на принципах отбора и сочетания языковых средств в различных разновидностях текстов, обычно связывают с представлением о единстве стиля, однако в современной речи подобная строгость стиля стала весьма относительной.
Исследуя русскую речь конца XX века, В.Н.
Шапошников отмечает: «Эмоционально-экспрессивным изменениям современного языка соответствуют функционально-стилевые смещения в его структуре.
...
Изменения состоят в том, что определенные
слова и другие элементы появляются в иных, нежели прежде, сферах и ситуациях» [191, с.44].
В реальной речевой практике наблюдается явление варьирования, прор являющееся в способности функциональных стилей к взаимодействию, взаимопроникновению, происходит «организованный синтез языковых единиц, лишь в теории закрепленных за тем или иным функциональным стилем» [161].
Подобное варьирование отмечается не только в текстах нечеткой функциональной отнесенности (публицистических, художественной литературы), для которых это характерно, но и в текстах отнесенности четкой (научных, официально-деловых), отмеченных более строгой языковой организацией.
Поэтому критерием соответствия или несоответствия высказывания стилистическим нормам выступает необходимость соотносить языковое 85 4

[Back]