Проверяемый текст
Липартелиани, Ольга Николаевна; Педагогические условия эффективного формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе обучения : На материале гуманитарных дисциплин (Диссертация 2006)
[стр. 53]

53 слова и другие элементы появляются в иных, нежели прежде, сферах и ситуациях [193].
В реальной речевой практике наблюдается явление варьирования,
проявляющееся в способности функциональных стилей к взаимодействию, взаимопроникновению, происходит «организованный синтез языковых единиц, лишь в теории закрепленных за тем или иным функциональным стилем» [161].
Подобное варьирование отмечается не только в текстах нечеткой функциональной отнесенности (публицистических, художественной литературы), для которых это характерно, но и в текстах отнесенности четкой (научных, официально-деловых), отмеченных более строгой языковой организацией.
Поэтому критерием соответствия или несоответствия высказывания стилистическим нормам выступает необходимость соотносить языковое
оформление текста с его экстралингвистической основой, то есть сферой и ситуацией общения, целями и содержаниями высказывания, иначе говоря коммуникативная целесообразность.
Намеренное употребление разностилевых элементов в одном высказывании является эффективным средством выразительности, создающим дополнительный смысл.
В художественных и публицистических текстах подобный прием используется для создания образа, характеристики персонажа как неоднозначной личности или же для выражения авторской оценки.
В текстах четкой функциональной отнесенности использование элементов других стилей необязательно и сравнительно редко, имеющиеся включения выступают как образные средства, выполняя при этом новые для них функции: «В художественном произведении метафора это один из важных элементов в системе образов, органически объединенных общей темой и идеей, в научной же речи образные средства выступают во вспомогательной роли для пояснения, популяризации, конкретизации и потому являются своего рода инкрустациями, органически не связанными с общей речевой системой» [101].

Несмотря на факультативность
[стр. 85]

* Нормативное чувство стиля развивается в 9-летней школе при изучении курса русского языка, включающего основы стилистики.
Заложенная на этом этапе база позволяет учащимся старших классов перейти на другой, более высокий уровень уровень выразительности, определяемой коммуникативной целесообразностью.
Именно такая ступень, предполагающая творче■ ское владение языком, соответствует высшему уровню речевой способности, формируемому у старших школьников.
О возможности подобного речевого развития в ранней юности свидетельствуют психологические характеристикил данного периода.
В построении высказываний различных стилей целесообразность выступает как важнейшая сторона нормативности.
Функционально-стилистические нормы, основывающиеся на принципах отбора и сочетания языковых средств в различных разновидностях текстов, обычно связывают с представлением о единстве стиля, однако в современной речи подобная строгость стиля стала весьма относительной.
Исследуя русскую речь конца XX века, В.Н.
Шапошников отмечает: «Эмоционально-экспрессивным изменениям современного языка соответствуют функционально-стилевые смещения в его структуре.
...
Изменения состоят в том, что определенные слова и другие элементы появляются в иных, нежели прежде, сферах и ситуациях» [191, с.44].
В реальной речевой практике наблюдается явление варьирования,
прор являющееся в способности функциональных стилей к взаимодействию, взаимопроникновению, происходит «организованный синтез языковых единиц, лишь в теории закрепленных за тем или иным функциональным стилем» [161].
Подобное варьирование отмечается не только в текстах нечеткой функциональной отнесенности (публицистических, художественной литературы), для которых это характерно, но и в текстах отнесенности четкой (научных, официально-деловых), отмеченных более строгой языковой организацией.
Поэтому критерием соответствия или несоответствия высказывания стилистическим нормам выступает необходимость соотносить языковое
85 4

[стр.,86]

* * оформление текста с его экстралингвистической основой, то есть сферой и ситуацией общения, целями и содержанием высказывания, иначе говоря — коммуникативная целесообразность.
Намеренное употребление разностилевых элементов в одном высказывании является эффективным средством выразительности, создающим дополнительный смысл.
В художественных и публицистических текстах подобный прием используется для создания образа, характеристики персонажа как неоднозначной личности или же для выражения авторской оценки.
В текстах четкой функциональной отнесенности использование элементов других стилей необязательно и сравнительно редко, имеющиеся включения выступают как образные средства, выполняя при этом новые для них функции: «В художественном произведении метафора это один из важных элементов в системе образов, органически объединенных общей темой и идеей, в научной же речи образные средства выступают во вспомогательной роли для пояс* нения, популяризации, конкретизации и потому являются своего рода инкрустациями, органически не связанными с общей речевой системой» [101,
с.63].Несмотря на факультативность стилистических сдвигов в научной и официальной речи это явление нельзя сбрасывать со счета, поскольку метафоризация значений и вообще надстраивание смыслов весьма свойственны современному языковому сознанию [191].
Дополнительные смыслы высказываний научного характера (пояснение, конкретизация, популяризация), официально-деловых текстов (обращение к эмоциональной сфере адресата) возникают в результате осознанного нарушения функционально-стилистических норм.
Желаемая экспрессивность создается за счет включения в отвлеченные или стандартизированные тексты метафор, сравнений, пословиц, поговорок, прецедентных текстов, а в некоторых случаях за счет изменения структуры жанра.
I / Итак, в связи с высшим уровнем развития речевых умений учащихсяФ следует говорить не о текстах, в которых функционально-стилистические * нормы нарушены неосознано, а о речевых построениях с сознательным оть * 86 *

[Back]