77 него противопоставляется книжному и отграничивается от других стилей вследствие присущей ему коммуникативно-бытовой функции. В сфере этой функции он выделяет обиходно-деловой стиль; научно-деловой, специальный, определяющийся своеобразными свойствами и принадлежностями научно-коммуникативной функции; газетноили журнально-публицистический, выделяющийся по характерным качествам и приметам, агитационно-канцелярский или официально-документальный и некоторые другие. В.В.Виноградов дает и классификацию стилей, выделение которых основывается на общественных функциях общения, сообщения и воздействия: обиходно-бытовой стиль (функция общения), обиходноделовой, официально-документальный и научный (функция сообщения); публицистический и художественно-беллетрический (функция воздействия). Особым вопросом в лингвистике является системность стиля. Л.Г.Барлас [16] подчеркивает, что она заключается в том, что составляющие его языковые единицы оказываются теснейшим образом взаимосвязанными на основе единой цели обслуживания именно данной сферы общения, своеобразие которой обусловлено определенной формой общественного сознания и соответствующим ей видам деятельности. С позиций системности стиля особую актуальность приобретает научный стиль, композиционные формы которого усваиваются в школе при изучении самых разнообразных предметов. Любая речевая ситуация в школе, какой бы естественной она на уроке не была, всегда разворачивается в рамках особой учебно-научной сферы общения. Научный стиль речи занимает одно из важнейших мест в классификации функциональных стилей. В лингвистической и методической литературе существуют различные термины: «научная речь», «научный язык», «стиль научной прозы», «стиль научного изложения» и так далее. Мы будем пользоваться наиболее распространенными терминами: «научный стиль», «учебно-научный стиль речи». Специальному методическому и лингвистическому научный стиль речи, по признанию специалистов, |
л Щ « * устных ответов, самостоятельных и творческих работ учащихся, в стиле объяснений учителя, в стиле учебников, пособий и литературно-критических ма# териалов. 4 Однако в лингвистике до сих пор нет четкого определения понятия «стиль речи»: разные ученые вкладывают в него свое содержание. В одних Л работах стиль речи понимается как форма речи (стиль устной и письменной речи), в других как норма правильной речи, в третьих эмоциональноэкспрессивные качества речи или манера говорящего. Многие исследователи понятие «функциональный стиль» языка и речи определяют с единых лингвистических позиций, причем стиль рассматривается с опорой на основные признаки и назначения языка. Поэтому структурная и функциональная * стороны языка рассматриваются у них как диалектическое двуединство. 4 Наиболее приемлемым в этой связи является учение В.В. Виноградова 6 функциональных стилях речи [39]. Стиль, по мнению В.В. Виноградова «это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения и в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой ______ Р общественной практике данного народа» [39]. Стили речи, по мнению л В.В. Виноградова, базируются на языковых стилях, выступающих основой 4 для дифференциации разных речевых проявлений (стилей): жанровых (дискуссия, доклад, лекция, беседа); соотносительных с устной и письменной 0 формами речи; монологических и диалогических (с учетом их «внутренних» т _ разновидностей); индивидуальных; стилей массовой коммуникации. Стили Л I речи у В.В. Виноградова выступают как композиционные формы устной и письменной речи. Разговорный стиль у него противопоставляется книжному и отграничивается от других стилен вследствие присущей ему коммуникативно-бытовой функции. В сфере этой функции он выделяет обиходно0 деловой стиль; научно-деловой, специальный, определяющийся своеобраз* 58 4 ными свойствами и принадлежностями научно-коммуникативной функции; газетноили журнально-публицистический, выделяющийся по характерным качествам и приметам; агитационно-канцелярский или официальнодокументальный и некоторые другие. В.В.Виноградов дает и классификацию стилей, выделение которых основывается на общественных функциях общеФ ния, сообщения и воздействия: обиходно-бытовой стиль (функция общения), _ $ обиходно-деловой, официально-документальный и научный (функция сообщения), публицистический и художественно-беллетристический (функция воздействия). Особым вопросом в лингвистике является системность стиля. Л.Г. Барлас [18] подчеркивает, что она заключается в том, что составляющие его языковые единицы оказываются теснейшим образом взаимосвязанными на основе единой цели обслуживания именно данной сферы общения, своеобразие которой обусловлено определенной формой общественного сознания и соответствующим ей видам деятельности. Так, в научном стиле активизируются 4 на всех уровнях те единицы, которые имеют или приобретают в контексте наиболее обобщенно-отвлеченное значение. В художественной речи, напротив, единицы, которые способствуют художественно-образной речевой конкретизации. С позиций системности стиля особую актуальность приобретает научный стиль, композиционные формы которого усваиваются в школе при изучении самых разнообразных предметов. Любая речевая ситуация в школе, какой бы естественной она на уроке не была, всегда разворачивается в рамках особой учебно-научной сферы общения. Научный стиль речи занимает одно из важнейших мест в кпассифика-* 9 ции функциональных стилей. В лингвистической и методической литературе существуют различные термины: «научный стиль», «научная речь», «научный язык», «стиль научной прозы», «стиль научного изложения». Мы будем пользоваться наиболее распространенными терминами: «научный стиль», «учебно-научный стиль речи». Специальному методическому и лингвистическому анализу научный стиль речи, по признанию специалистов, подвергался 59 4 |