познания, а уровень видимости. Для подлинного плюрализма знаний должны быть осмыслены основания социально-философской теории, а не презентоваться личные мнения и представления о том, чем должна .заниматься социальная философия. Рассмотрим некоторые подходы к осмыслению концептуального наполнения современной социальной философии. Так, Г. Грэхем ( см. 244, 231232 ), в своем труде «Современная социальная философия» (Оксфорд, 1988), отмечает, что за последние 35-40 лет тематика социальной философии существенно изменилась ( см. Аберкомби Н., Хилл С., Тернер С. Социологический словарь. Пер. с англ. Изд-во казанского ун-та, Казань, 1997, с. 246 ). Если раньше ее главной заботой были природа общества и место индивида в нем, то теперь она в основном занимается природой и •границами (пределами) общественной науки (social science) как таковой. Действительно ли это наука и как она помогает понимать общество? Поскольку, как полагает Г. Грэхем, моральная философия за последние годы претерпела нечто вроде революции и вновь стала заниматься такими важными моральными вопросами, как аборт, эвтаназия и т. п., то и социальная философия, поддаваясь как бы общему настроению, начала обращать свое внимание на такие проблемы, как преимущества и недостатки «позитивной дискриминации», масштабы и формы обеспечения людей медицинской помощью и т. д. О структуре и содержании книги Г. Грэхема можно судить уже по * названию ее разделов: 1. Что такое общество? 2. Общество и личность. 3. Социальная справедливость. 4. Социальное равенство и его поддержание (Social Equality and Affirmative Action). 5. Здравоохранение или медицинское обеспечение. 6. Моральные нормы и право. 7. Общество и дети. 8. Социальная инженерия (Engineering the Good Society) ( см. Там же ). М. Форшнер в своем труде «Человек и общество: основные понятия социальной философии» (Дармштадт, 1989) утверждает, что предметом социальной философии являются «основополагающие аспекты человеческой |
утвердившийся у нас плюрализм это плюрализм мнении, а не знании, что характеризует не сущностный уровень познания, а уровень видимости, кажимости. Для подлинного плюрализма знаний должны быть проблемно осмыслены основания социально-философской теории, а не презентоваться личные мнения и представления о том, чем должна заниматься социальная философия. Рассмотрим некоторые подходы к осмыслению концептуального наполнения современной социальной философии. Так, Г. Грэхем (см. 65, 231), в своем труде «Современная социальная философия» (Оксфорд, 1988), отмечает, что за последние 35 40 лет тематика социальной философии существенно изменилась (см. Аберкомби Н., Хилл С., Тернер С. Социологический словарь. Пер. с англ. Изд-во Казанского унта, Казань, 1997, с. 246). Если раньше ее главной заботой были природа общества и место индивида в нем, то теперь она в основном занимается природой и границами (пределами) общественной науки (social science) как таковой. Действительно ли это наука и как она помогает понимать общество? Поскольку, как полагает Г. Грэхем, моральная философия за последние годы претерпела нечто вроде революции и вновь стала заниматься такими важными моральными вопросами, как аборт, эвтаназия и т. п., то и социальная философия, поддаваясь как бы общему настроению, начала обращать свое внимание на такие проблемы, как преимущества и недостатки «позитивной дискриминации», масштабы и формы обеспечения людей медицинской помощью и т. д. О структуре и содержании книги Г. Грэхема можно судить уже по названию ее разделов: 1. Что такое общество? 2. Общество и личность. 3. Социальная справедливость. 4. Социальное равенство и его поддержание (Social Equality and Affirmative Action). 5. Здравоохранение или медицинское обеспечение. 6. Моральные нормы и право. 7. Общество и дети. 8. Социальная инженерия (Engineering the Good Society) (см. там же, с. 246). М. Форшнер в своем труде «Человек и общество: основные понятия социальной философии» (Дармштадт, 1989) утверждает, что предметом социальной философии являются «основополагающие аспекты человеческой жизни». М. Форшнер подробно освещает дескриптивную и нормативную концепции человеческого общества, идеи свободы воли и ответственности человека, различные трактовки социальной свободы, вызывающие споры вопросы об основаниях наказания, власти и вообще политической системы, а также теории справедливой войны (см. там же с. 312). Р.Н Бек в своей «Хрестоматии по социальной философии», изданной О в Нью-Йорке, определяет, что ведущими темами социальной философии являются: человек и общество, социальные и политические ценности, государство и власть, право и права, политические обязанности гражданина по отношению к государству и государства по отношению к гражданину, идеал справедливости. Р. Бек определяет социальную философию как «философскую критику социального процесса относительно принципов, лежащих в основе социальной структуры и функций общества». Что характерно, для него синонимами социальной философии являются политическая философия и философия права ( см. 126,238). Интересную концепцию социальной философии предлагает Г. Цельтнер. Ее предметный референт человеческая социальность (Menschliche Sozialit,zrt), в отличие от социальности животных и, правда, очень опосредованно социальности растений (см. 126, 311). Человеческая социальность описывается автором в таких терминах, как «независимость от среды», «свобода выбора», «институт», «традиция», «власть», «владение», «труд» и др. |