Проверяемый текст
Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. Уфа: БГПУ, 1997.
[стр. 115]

существовании которых настаивают концепции философского детерминизма).
Во втором случае речь идет о попытках объяснения подобных сходств путем раскрытия существенных и неслучайных связей, .реальных опосредований между соотносимыми «царства бытия» (Момджян К.Х.
Социум.
Общество.
История.
М.,1994.
С.68.).
Таким образом, основная задача социальной философии состоит в том, чтобы раскрыть сущность общества, охарактеризовать его как часть мира, отличающуюся от иных его частей, но связанную с ними в единый мировой универсум.
Вместе с этим социальная философия выступает как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования.
В силу большой степени общности своих положений, законов и принципов, социальная
философия выступает и как методология для других общественных наук.
Мир, который изучает социальная философия, определенно ограничен рамками социальной реальности, вообще социальности.
В ней теперь и « нужно искать нам предельную социальную реальность.
В этом направлении поиска открываются параллельные, а то и дивергентные пути исследования.
Объектом социально-философского познания, таким образом, является социум или социальная реальность в самом широком смысле этого понятия, ■ т.
е.
все то, что является или имеет прямое отношение к целенаправленной и целесообразной деятельности людей, ее продуктам и следствиям, все то, что непосредственным образом связано с человеческой свободой, ее созидательно-культурной (хотя, видимо, и разрушительной) ориентацией ( см.
там же ).
Коррелирование философской и собственно социальной » определенностей социальной философии, как убеждаемся, полезно для обеих сторон.
Предельной социальной реальности оно позволяет оставаться все же в пределах социального качества, в рамках социального времени и пространства ( см.
Фофанов В.П.
Социальная философия: к новой
[стр. 15]

Говоря о специфике социальной философии, следует особое внимание уделить следующим ее функциям: 1) гносеологическая функция (исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных процессов на уровне больших социальных групп); 2) методологическая функция (социальная философия выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению); 3) интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих связей социального бытия); 4) прогностическая функция социальной философии (создание гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека); 5) мировоззренческая функция (в отличие от других исторических форм мировоззрения мифологии и религии социальная философия связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира); 6) аксиологическая или ценностная функция (любая социально-философская концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта; 7) социальная функция (в наиболее широком смысле социальная философия призвана выполнять двуединую задачу объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению); 8) гуманитарная функция (социальная философия должна способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной цели жизни).
Функции социальной философии диалектически взаимосвязаны.
Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание.
Таким образом, очевидно, что социальнофилософское исследование общественных процессов будет тем более успешным, чем с большей тщательностью будет обращено внимание на каждую из функций философии.
Известный философ К.Х.Момджян справедливо отмечает, что, в отличие от конкретных наук, каждая из которых разрабатывает свою "делянку", у философии хватает дерзости попробовать осмыслить мир в его тотальности, универсальности, всеобщности.
Эта тотальность раскрывается ею в двух взаимосвязанных аспектах, которые условно можно назвать "субстанциальным" и "функциональным".
В первом случае речь идет о поиске существенных и неслучайных сходств между подсистемами целостного мира (примером которого может служить их подчиненность универсальным принципам каузально-функциональной связи, на существовании которых настаивают концепции философского детерминизма).
Во втором случае речь идет о попытках объяснения подобных сходств путем раскрытия существенных и неслучайных связей, реальных опосредований между соотносимыми "царства бытия" (Момджян К.Х.
Социум.
Общество.
История.
М.,1994.
С.68.).
Таким образом, основная задача социальной философии состоит в том, чтобы раскрыть сущность общества, охарактеризовать его как часть мира, отличающуюся от иных его частей, но связанную с ними в единый мировой универсум.
Вместе с этим социальная философия выступает как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования.
В силу большой степени общности своих положений, законов и принципов, социальная
философия выступает и как методология для других общественных наук.

[Back]