Проверяемый текст
Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. Уфа: БГПУ, 1997.
[стр. 120]

Этот тип знания приближается к естественнонаучному, поэтому в нем широко используются математические и другие точные методы познания.
Среди всех типов социального познания социально-философское знание занимает особое место.
Как говорят философы, оно является -системообразующей основой для всех социальных знаний.
Оно разрабатывается на базе обобщения практики конкретного исторического этапа развития общества и ориентировано на выработку наиболее общих представлений о природном и социальном бытии человека, законах его развития и отношения к миру.
Социально-философское знание выделяет основные формы человеческой деятельности, основные законы их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь и взаимовлияние основных сфер жизнедеятельности общества и место человека в этих системах (
см.
Бодрилин А.П.
Социальная философия.
Природа социального •познания.
М, 1998, с.
132 ).
% Ряд авторов предлагает другой подход к выделению типов социального знания.
По их мнению, такое познание делится на две значительно * отличающихся друг от друга подсистемы.
Познание законов функционирования общества осуществляется общественными наукам, а познание человеком самого себя, своего Я, ценностно-смысловой сферы бытия так называемыми гуманитарными науками.
Разумеется, деление социального знания на науки о человеке и его месте в мире и науки об обществе достаточно условно.
Однако такое деление имеет свое
глубинно♦ содержательное основание.t В социальных науках, где ученые вооружены арсеналом разнообразных методов исследования, обширным кругом источников и богатым опытомл многих своих предшественников, дело обстоит еще более серьезно.
Авторы, уже
упоминаемые нами, объясняют наличие множества самых разноречивых мнений ученых по проблемам общественной жизни следующим образом.
Невозможность давать однозначные ответы на вопросы, которыми занимается социальная наука, связана с принципиальной
[стр. 11]

относятся педагогика, психология, эстетическое и нравственное образование, художественное творчество.
Социально-экономическое знание ориентировано на описание тех процессов, которые оказывают значительное воздействие на развитие общества и прежде всего отношения собственности, распределения, обмена и потребления материальных благ, то есть экономическую жизнь общества.
Этот тип знания приближается к естественнонаучному, поэтому в нем широко используются математические и другие точные методы познания.
Среди всех типов социального познания социально-философское знание занимает особое место.
Как говорят философы, оно является системообразующей основой для всех социальных знаний.
Оно разрабатывается на базе обобщения практики конкретного исторического этапа развития общества и ориентировано на выработку наиболее общих представлений о природном и социальном бытии человека, законах его развития и отношения к миру.
Социально-философское знание выделяет основные формы человеческой деятельности, основные законы их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь и взаимовлияние основных сфер жизнедеятельности общества и место человека в этих системах.

Ряд авторов предлогает другой подход к выделению типов социального знания.
По их мнению, такое познание делится на две значительно отличающихся друг от друга подсистемы.
Познание законов функционирования общества осуществляется общественными наукам, а познание человеком самого себя, своего Я, ценностно-смысловой сферы бытия так называемыми гуманитарными науками.
Разумеется, деление социального знания на науки о человеке и его месте в мире и науки об обществе достаточно условно.
Однако такое деление имеет свое
глубинносодержательное основание.
Многим со школьной скамьи знакома расхожая фраза: критерием истинности наших знаний является практика.
Истина это адекватность представлений субъекта действительности, о чем подробно говорилось в первой части курса философии.
Но достижима ли истина в социальном познании? Попытаемся более подробно разобраться в этом актуальном и затрагивающем каждого вопросе.
Для этого, очевидно, надо ответить на вопрос о том, сколько может быть истин? Ответ, который очевидно напрашивается, звучит так: когда дело касается человеческих отношений, истин столько, сколько и людей.
Нередко, являясь свидетелями какой-нибудь полемики, мы слышим доводы одной стороны и (особенно если эта сторона нам симпатична) склонны с ними согласиться.
Но вот в спор вступает сторонник иной точки зрения, и нам кажется, что он ...
тоже прав.
Так обстоит дело в мире повседневности.
В социальных науках, где ученые вооружены арсеналом разнообразных методов исследования, обширным кругом источников и богатым опытом многих своих предшественников, дело обстоит еще более серьезно.
Авторы уже
упоминаемой нами работы по теории позна ния (см: Теория познания.
Т.4.С.18) объясняют наличие мно жества самых разноречивых мнений ученых по проблемам общест венной жизни следующим образом.
Невозможность давать однозначные ответы на вопросы, которыми занимается социальная наука, связана с принципиальной
эмпирической несопоставимостью различных теоретических конструкций.
Причина множественности возможных форм описания социальной реальности в отсутствии универсальных исходных допущений, удовлетворяющих представителей различных мировоззрений и культур.
Это приводит к попыткам охватить все предметное поле социального знания с помощью одного принципа, который К.
Маркс в конечном счете видел в экономике, немецкий социолог рубежа XIX-ХХ веков М.Вебер в рациональности, современный философ из ФРГ Ю.Хабермас в коммуникативном действии.
Принципиальная методологическая неустранимость ценностных компонентов делает названные социальные концепции эмпирически равноправными.
Столкновение различных теоретических систем оказывается в конечном счете столкновением исходных, ценностно

[Back]