Проверяемый текст
Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. Уфа: БГПУ, 1997.
[стр. 121]

# Причина множественности возможных форм описания социальной реальности в отсутствии универсальных исходных допущений, удовлетворяющих представителей различных мировоззрений и культур.
Это приводит к попыткам охватить все предметное поле социального знания с
i помощью одного принципа, который К.
Маркс в конечном счете видел в экономике, немецкий социолог рубежа
XIX-XX веков М.Вебер в рациональности, современный философ из ФРГ Ю.Хабермас в коммуникативном действии.
Принципиальная методологическая неустранимость ценностных компонентов делает названные социальные* концепции эмпирически равноправными.
Столкновение различных теоретических систем оказывается в конечном счете столкновением исходных, .ценностно
окрашенных установок.
Множество концепций, отражающих различные ценности, оказывается естественным и * неустранимым.
Следовательно, источник многообразия социальных концепций, описывающих социальные процессы, наличие в обществе разнонаправленных ценностно-мировоззренческих установок, влияющих на характер исходных положений теорий и специфику их обоснования (
см.
Вебер М.
Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М.
Избранные* произведения.
М., 1990, с.
123; Хабермас Ю.
Моральное сознание и коммуникативное действие.
СПб., 2000, с.
234 ).
Конечно^ нужно учитывать, что до тех пор, пока понятие истины используется не строго, а в общем виде, трудностей может и не возникнуть.
Но в социальных науках на первое место часто выступает не познавательный, гносеологический, интерес исследователя, а ценностные установки тех, кто заинтересован в данном исследовании.
Это, конечно, не нужно понимать как злонамеренную подтасовку фактов.
Просто социальные науки (какими бы затеоретизированными они не казались на первый взгляд), задевают интересы многих людей, а потому носят ярко выраженную аксиологическую, т.
е.
ценностную окраску.
Известный отечественный методолог науки
эмпирической несопоставимостью различных теоретических конструкции.
[стр. 11]

относятся педагогика, психология, эстетическое и нравственное образование, художественное творчество.
Социально-экономическое знание ориентировано на описание тех процессов, которые оказывают значительное воздействие на развитие общества и прежде всего отношения собственности, распределения, обмена и потребления материальных благ, то есть экономическую жизнь общества.
Этот тип знания приближается к естественнонаучному, поэтому в нем широко используются математические и другие точные методы познания.
Среди всех типов социального познания социально-философское знание занимает особое место.
Как говорят философы, оно является системообразующей основой для всех социальных знаний.
Оно разрабатывается на базе обобщения практики конкретного исторического этапа развития общества и ориентировано на выработку наиболее общих представлений о природном и социальном бытии человека, законах его развития и отношения к миру.
Социально-философское знание выделяет основные формы человеческой деятельности, основные законы их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь и взаимовлияние основных сфер жизнедеятельности общества и место человека в этих системах.
Ряд авторов предлогает другой подход к выделению типов социального знания.
По их мнению, такое познание делится на две значительно отличающихся друг от друга подсистемы.
Познание законов функционирования общества осуществляется общественными наукам, а познание человеком самого себя, своего Я, ценностно-смысловой сферы бытия так называемыми гуманитарными науками.
Разумеется, деление социального знания на науки о человеке и его месте в мире и науки об обществе достаточно условно.
Однако такое деление имеет свое глубинносодержательное основание.
Многим со школьной скамьи знакома расхожая фраза: критерием истинности наших знаний является практика.
Истина это адекватность представлений субъекта действительности, о чем подробно говорилось в первой части курса философии.
Но достижима ли истина в социальном познании? Попытаемся более подробно разобраться в этом актуальном и затрагивающем каждого вопросе.
Для этого, очевидно, надо ответить на вопрос о том, сколько может быть истин? Ответ, который очевидно напрашивается, звучит так: когда дело касается человеческих отношений, истин столько, сколько и людей.
Нередко, являясь свидетелями какой-нибудь полемики, мы слышим доводы одной стороны и (особенно если эта сторона нам симпатична) склонны с ними согласиться.
Но вот в спор вступает сторонник иной точки зрения, и нам кажется, что он ...
тоже прав.
Так обстоит дело в мире повседневности.
В социальных науках, где ученые вооружены арсеналом разнообразных методов исследования, обширным кругом источников и богатым опытом многих своих предшественников, дело обстоит еще более серьезно.
Авторы уже упоминаемой нами работы по теории позна ния (см: Теория познания.
Т.4.С.18) объясняют наличие мно жества самых разноречивых мнений ученых по проблемам общест венной жизни следующим образом.
Невозможность давать однозначные ответы на вопросы, которыми занимается социальная наука, связана с принципиальной эмпирической несопоставимостью различных теоретических конструкций.
Причина множественности возможных форм описания социальной реальности в отсутствии универсальных исходных допущений, удовлетворяющих представителей различных мировоззрений и культур.
Это приводит к попыткам охватить все предметное поле социального знания с
помощью одного принципа, который К.
Маркс в конечном счете видел в экономике, немецкий социолог рубежа
XIX-ХХ веков М.Вебер в рациональности, современный философ из ФРГ Ю.Хабермас в коммуникативном действии.
Принципиальная методологическая неустранимость ценностных компонентов делает названные социальные концепции эмпирически равноправными.
Столкновение различных теоретических систем оказывается в конечном счете столкновением исходных, ценностно


[стр.,12]

окрашенных установок.
Множество концепций, отражающих различные ценности, оказывается естественным и неустранимым.
Следовательно, источник многообразия социальных концепций, описывающих социальные процессы, наличие в обществе разнонаправленных ценностномировоззренческих установок, влияющих на характер исходных положений теорий и специфику их обоснования.

Конечно, нужно учитывать, что до тех пор, пока понятие истины используется не строго, а в общем виде, трудностей может и не возникнуть.
Но в социальных науках на первое место часто выступает не познавательный, гносеологический, интерес исследователя, а ценностные установки тех, кто заинтересован в данном исследовании.
Это, конечно, не нужно понимать как злонамеренную подтасовку фактов.
Просто социальные науки (какими бы затеоретизированными они не казались на первый взгляд), задевают интересы многих людей, а потому носят ярко выраженную аксиологическую, т.
е.
ценностную окраску.
Известный отечественный методолог науки
А.Никифоров в связи с этим предложил в том, что касается познания в естественных науках, оставить термин "истина", а в том, что относится к социальному познанию ввести термин "правда", как соединение аксиологических и гносеологических характеристик познания(Никифоров А.
Революция в теории познания? // Общественные науки и современность.
1995.
N 4.
С.117).
Таким образом, онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности людей .
Рассмотрим это подробнее.
Онтологическая сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития.
Вместе с тем, она затрагивает и человека как субъекта социальной жизнедеятельности, но лишь в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений.
Гносеологическая сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с тем, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли их вообще.
Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого в решении онтологических проблем социального познания, от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов.
Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания существует и ценностнаяаксиологическая сторона, играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных субъектов.
Ценностный подход проявляется уже с самого начала социального познания с выбора объекта исследования.
Этот выбор осуществляется конкретным субъектом исходя из его жизненного и познавательного опыта, индивидуальных целей и задач.
1.2.
Предмет и функции социальной философии История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий.
За это время накопилось множество определений философии, но до сих пор не утихают споры о том, что же она собой представляет мировоззрение, науку, идеологию, искусство? Всем известны разговорные, житейские определения философии: 1) философия это сложившиеся убеждения по поводу чего-либо (например, жизненная философия, студенческая философия); 2) отвлеченные, общие, не относящиеся к делу рассуж дения (например, разводить философию).

[Back]