Методологичность социально-философского знания, несомненно, носит атрибутивно-сущностной характер. Трудно, а порой и невозможно определить, чего же в том или ином результате социально-философского исследования больше объекта или метода его осмысления. Видимо, только через способность социальной философии к саморефлексии нам становятся доступны своеобразные методологические шлейфы открываемых ею истин. Регулятивно-методологические принципы социальной философии, составляющие в единстве ее метод, обеспечивают всестороннее предметное сближение объекта (социума, мира социального) с познающим его субъектом. Процесс этот начинается уже (и, надо думать, не только по логике настоящего исследования) с концептуальной экспликации философской и социальной определенностей социальной философии. В предельной социальной реальности и выражения ее в таких объединяющих началах, как социальные отношения, социальная коммуникация и деятельностное взаимодействие тоже можно видеть определенные методологические прин-4 ципы. Они характеризуются концептуальной открытостью, неограниченностью, ' динамической системностью и поэтому их целесообразнее называть мировоззренческо-методологическими установками. Благодаря им устанавливается предметная изоморфность как основа для идентификации всей многообразной социально-философской проблематики. С их помощью, далее, у нее впервые появляется истинно социальная, а именно деятельностно-коммуникативная, масштабность и размерность феномена социальности ( см. там же ). Все виды и формы социально-философского знания в свете данных установок оказываются результатами познания тех или иных человеческих интеракций, их сцеплений, совокупностей, систем. Регулятивно-методологические принципы социальной философии являются в действительности лишь формой конкретизации ее мировоззренческо-методологических установок применительно к тем или иным сферам социальной реальности и знания о ней. Дифференциация |
тенденций его функционирования и развития. Гносеологическая сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с тем, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли их вообще. Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания существует и аксиологическая (ценностная) сторона, играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала социального познания с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом исходя из его жизненного и познавательного опыта, индивидуальных целей и задач. Методологичность социально-философского знания, несомненно, носит атрибутивно-сущностной характер. Регулятивнометодологические принципы социальной философии, составляющие в единстве ее метод, обеспечивают всестороннее предметное сближение объекта (социума, мира социального) с познающим его субъектом. Регулятивно-методологические принципы социальной философии являются в действительности лишь формой конкретизации ее мировоззренческо-методологических установок применительно к тем или иным сферам социальной реальности и знания о ней. В отечественной юридической науке все чаще встречается г употребление понятия «юридическое (правовое) мышление» в самых различных контекстах в приложении к исследованию ключевых проблем теории права, социологии права, правовой и социальной психологии, философии права. Методологическими основаниями рассмотрения указанных проблем является социально-философская эпистемология, выступающая методологической базой для юридической эпистемологии. 87 Таким образом, онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности людей. Онтологическая сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Вместе с тем, она затрагивает и человека как субъекта социальной жизнедеятельности, но лишь в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений. Гносеологическая сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с тем, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли их вообще. Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого в решении ^ онтологических проблем социального познания, от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания существует и ценностно-аксиологическая сторона, играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала социального * познания с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом исходя из его жизненного и познавательного опыта, индивидуальных целей и задач. Методологичность социально-философского знания, несомненно, носит атрибутивно-сущностной характер. Трудно, а порой и невозможно определить, чего же в том или ином результате социально-философского <» исследования больше объекта или метода его осмысления. Видимо, только через способность социальной философии к саморефлексии нам становятся доступны своеобразные методологические шлейфы открываемых ею истин. Регулятивно-методологические принципы социальной философии, составляющие в единстве ее метод, обеспечивают всестороннее предметное сближение объекта (социума, мира социального) с познающим его субъектом. Процесс этот начинается уже (и, надо думать, не только по логике настоящего исследования) с концептуальной экспликации философской и социальной определенностей социальной философии. В предельной социальной реальности и выражения ее в таких объединяющих началах, как социальные отношения, социальная коммуникация и деятельностное взаимодействие тоже можно видеть определенные методологические принципы. Они характеризуются концептуальной открытостью, неограниченностью, динамической системностью и поэтому их целесообразнее называть мировоззренческо-методологическими установками. Благодаря им устанавливается предметная изоморфность как основа для идёнтификации всей многообразной социальнофилософской проблематики. С их помощью, далее, у нее впервые появляется истинно социальная, а именно деятельностнокоммуникативная, масштабность и размерность феномена социальности (см. там же). Все виды и формы социально-философского знания в свете данных установок оказываются результатами познания тех или иных человеческих интеракций, их сцеплений, совокупностей, систем. Регулятивно-методологические принципы социальной философии являются в действительности лишь формой конкретизации ее мировоззренческо-методологических установок применительно к тем |