социальной реальности, социума на отдельные, относительно самостоятельные сферы может быть разной. Соответственно разным может быть и количество сфер. В каждой из этих систем с успехом применяется множество самых различных методологических принципов. Связаны они между собой своеобразной субординацией, вершить которую призван самый, скажем так, активный и эвристичный принцип. Иначе говоря, в каждой из названных сфер или систем есть своя методологическая доминанта, свой ведущий методологический принцип. Для •истории в этом смысле доминирующим является принцип детерминизма, для * общества принцип тотальности, для человека принцип интенциональности. Применительно к философии права это —выявление ее Ф как теории познания всего спектра юридических наук. Данными принципами, что важно, завершается предметная структурализация объектной реальности, теоретически осваиваемой социальной философией. В числе важнейших регулятично-методологических принципов социальной философии, имеющих методологическое значение для философии права прежде всего необходимо выделить принцип социального » детерминизма. Он, не имея ничего общего с так называемым« «лапласовским» детерминизмом, характеризует социальную и историческую обусловленность рассматриваемых явлений, отношений и процессов.■ Следующим принципом является принцип противоречивой целостности. а Общество одна из самых сложных и внутренне противоречивых систем. Определенный уровень внутренней свободы, т. е. автономии, макроструктурной неупорядоченности частей присущ обществу. Это обстоятельство, подтверждает правомерность выделения и всестороннего анализа отдельных, относительно самостоятельных сфер общественной ш жизни. Данный анализ, однако, можно считать социально-философским только в том случае, если он работает на выяснение главного вопроса: что делает общество единым целым? Причем целым не как совокупностью частей, а как реальностью, которая эти части объединяет, интегрирует, |
89 или иным сферам социальной реальности и знания о ней. Дифференциация социальной реальности, социума на отдельные, относительно самостоятельные сферы может быть разной. Соответственно разным может быть и количество сфер. В каждой из этих систем с успехом применяется множество самых различных методологических принципов. Связаны они между собой своеобразной субординацией, вершить которую призван самый, скажем так, активный и эвристичный принцип, принцип-лидер. Иначе говоря, в каждой из названных сфер или систем есть своя методологическая доминанта, свой ведущий методологический принцип. Для истории в этом смысле доминирующим является принцип детерминизма, для общества принцип тотальности, для человека принцип интенциональности. Применительно к философии права это выявление ее как теории познания всего спектра юридических наук. щ Данными принципами, что важно, завершается предметная структурализация объектной реальности, теоретически осваиваемой социальной философией. В числе важнейших регулятично-методологических принципов социальной философии, имеющих методологическое значение для философии права, прежде всего необходимо выделить принцип социального детерминизма. Он, не имея ничего общего с так называемым «лапласовским» детерминизмом, характеризует социальную и историческую обусловленность рассматриваемых # явлений, отношений и процессов. Следующим принципом является принцип противоречивой целостности. Общество одна из самых сложных и внутренне противоречивых систем. Определенный уровень s, внутренней свободы, т.е. автономии, макроструктурной неупорядоченности частей присущ обществу. Это обстоятельство, подтверждает правомерность выделения и всестороннего анализа 4 отдельных, относительно самостоятельных сфер общественной жизни. Данный анализ, однако, можно считать социально-философским только в том случае, если он работает на выяснение главного вопроса: что делает общество единым целым? Причем целым не как совокупностью частей, а как реальностью, которая эти части объединяет, интегрирует, скрепляет. Итак, социальная философия как философия общества призвана понять, осмыслить общество в его единстве и внутренней целостности. Важным принципом является принцип интенциональности. Это связано с выявлением в философии человеческого общества (суть социальной философии) еще и философии человека как социального существа. Человек в социальной философии изучается как носитель социальной человеческой сущности, как субстрат социальности (см. Момджян К.Х. 150, 143). Бытийный статус человека рассматривается как интенциональный, т.е. не как натуральный фантом, абстрактная и внеисторическая «робинзонада», а как форма человеческого долженствования. Метод саморазвития социальной системы можно представить, как самодвижение системы. Для его осмысления требуется введение понятия субъект-субъектного взаимодействия, а учет циклически сменяющихся актов таких взаимодействий дает возможность ввести понятие общественного отношения, которое и выступает как типовой элемент всякой социальной системы. Принцип интерсубъектности характеризует то, что субстрактом общества является «межсубъектное взаимодействие» индивидов, внутри которого, во-первых, соотносятся субъекты как группы людей, которые, во-вторых, взяты в их именно субъектных характеристиках, представляющих собой единство субъективного и объективного. |