скрепляет. Итак, социальная философия как философия общества призвана понять, осмыслить общество в его единстве и внутренней целостности. Важным принципом является принцип интенциональности. Это связано с выявлением в философии человеческого общества (суть социальной философии) еще и философии человека как социального существа. Человек в социальной философии изучается как носитель социальной человеческой♦ сущности, как субстрат социальности ( см. Момджян К.Х. —150,143 ). Бытийный статус человека рассматривается как интенциональный, т.е. нет как натуральный фантом, абстрактная и внеисторическая «робинзонада», а как форма человеческого долженствования. Метод саморазвития социальной системы можно представить, как самодвижение системы. Для его осмысления требуется введение понятия субъект-субъектного взаимодействия, а учет циклически сменяющихся актов таких взаимодействий дает возможность ввести понятие общественного отношения, которое и выступает как типовой элемент всякой социальной системы. Принцип интерсубъектности характеризует то, что субстрактом общества* является «межсубъектное взаимодействие» индивидов, внутри которого, вопервых, соотносятся субъекты как группы людей, которые, во-вторых, взяты в их именно субъектных характеристиках, представляющих собой единство субъективного и объективного. Принцип моделирования социальной системы на основе иерархии рефлексий связан с выявлением ее типовых элементов — общественных отношений как взаимодополнительных подсистем, выявление координации и субординации которых позволяет целостно представить описываемые социальные объекты. Ключевую роль здесь играет введение представления о материальном производстве как рефлексии двух подсистем —производства * материальных благ и производства человека. Принцип социокультурной детерминации обусловлен тем, что моделируемая социальная система всегда основывается на определенном |
отдельных, относительно самостоятельных сфер общественной жизни. Данный анализ, однако, можно считать социально-философским только в том случае, если он работает на выяснение главного вопроса: что делает общество единым целым? Причем целым не как совокупностью частей, а как реальностью, которая эти части объединяет, интегрирует, скрепляет. Итак, социальная философия как философия общества призвана понять, осмыслить общество в его единстве и внутренней целостности. Важным принципом является принцип интенциональности. Это связано с выявлением в философии человеческого общества (суть социальной философии) еще и философии человека как социального существа. Человек в социальной философии изучается как носитель социальной человеческой сущности, как субстрат социальности (см. Момджян К.Х. 150, 143). Бытийный статус человека рассматривается как интенциональный, т.е. не как натуральный фантом, абстрактная и внеисторическая «робинзонада», а как форма человеческого долженствования. Метод саморазвития социальной системы можно представить, как самодвижение системы. Для его осмысления требуется введение понятия субъект-субъектного взаимодействия, а учет циклически сменяющихся актов таких взаимодействий дает возможность ввести понятие общественного отношения, которое и выступает как типовой элемент всякой социальной системы. Принцип интерсубъектности характеризует то, что субстрактом общества является «межсубъектное взаимодействие» индивидов, внутри которого, во-первых, соотносятся субъекты как группы людей, которые, во-вторых, взяты в их именно субъектных характеристиках, представляющих собой единство субъективного и объективного. Принцип моделирования социальной системы на основе иерархии рефлексий связан с выявлением ее типовых элементов общественных отношений как взаимодополнительных подсистем, выявление координации и субординации которых позволяет целостно представить описываемые социальные объекты. Ключевую роль здесь играет введение представления о материальном производстве как рефлексии двух подсистем производства материальных благ и производства человека. Принцип социокультурной детерминации обусловлен тем, что моделируемая социальная система всегда основывается на определенном социокультурном типе деятельности, включающем множество взаимодополнительных субъектов в исторически данных, конкретно-исторических и социокультурных условиях. Выделение «социокультурных схем деятельности» как единиц исторического описания позволяет осуществлять социально-философский синтез, выражающий движение всякого реального исторического процесса. Их рождение, трансформации и гибель и составляют его содержание. Базовыми для таких процессов социокультурного генерирования, являются исходные типы «материального производства» —человека и вещных благ (см. 102, 254). Рассмотренные методологические принципы, надо сказать, тесно связаны между собой. Их взаимосвязь это в конечном счете единство динамических (в виде статистической тенденции), структурнофункциональных и индивидуально-экзистенциальных характеристик социальной реальности, это также единство истории, общества и человека как различных проекций целесообразно-коммуникативной деятельности последнего. Самым тесным образом взаимодействуют данные принципы и в своей конечной целевой ориентации в выявлении смысложизненной проблематики, на которую «замыкаются» |