Проверяемый текст
Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. - Томск: Изд-во ТГУ, 1999. 140 с.
[стр. 138]

реальности.
В этом случае культура педагога включает в себя многочисленные элементы, которые и обеспечивают результативность его исследовательской деятельности.
Во-первых, это культура мышления, то есть следование правилам формальной логики.
Во-вторых, это соблюдение правил научного поиска, принятых научным сообществом.
К методологической культуре относят те элементы культуры, которые выступают средствами, инструментами, определяющими общее направление и способы научного поиска.
Как правило, речь идет об определении объекта и предмета исследования, выдвижении гипотезы, выборе средств (подходов, методов, приемов) и проверке полученных результатов (критериев * научности, истинности), а также о следовании этим критериям (
см.
Бугреев А.Н., Никонов К.Н.
Философия образования.
Концептуальные основания// Искусство, образование, наука в преддверии III тысячелетия.
Волгоград, 4 1999, с.
4230-424).
Каждый из указанных элементов методологической культуры противоречив, имеет сложную многоуровневую структуру, требует разнообразных способностей ученого.
По мнению В.М.Розина, рефлексия в методологии должна «понять, проанализировать, осмыслить возникающие в определенном предмете (дисциплине) препятствия, проблему, противоречие и наметить пути, способы разрешения этих затруднений и тем самым способствовать развитию предмета».
Отсюда «у методологии есть две основные ориентации: критически-аналитическая и проектно-конструктивная.
Реализуя первую ориентацию, методолог выступает как исследователь мышления, деятельности, он должен осуществить рефлексию особого рода исследовательскую; реализуя вторую ориентацию, методолог помогает специалисту перестраивать и развивать свой предмет» (
см.
Розин В.М.
Широкая рефлексия по поводу образования// Философия образования.
М., ч 2000, с.
143).
Г.П.Щедровицкий показывает два варианта осуществления рефлексии (он рассматривает рефлексию в контексте деятельности).
В
[стр. 28]

28 осмысление собственной деятельности и является источником нового знания как о формах и средствах деятельности, так и самом предмете, на который направлена деятельность, то есть о формах и методах педагогической деятельности, так и о самой педагогической реальности.
В этом случае культура педагога включает в себя многочисленные элементы, которые и обеспечивают результативность его исследовательской деятельности.
Во-первых, это культура мышления, то есть следование правилам формальной логики.
Во-вторых, это соблюдение правил научного поиска, принятых научным сообществом.
К методологической культуре относят те элементы культуры, которые выступают средствами, инструментами, определяющими общее направление и способы научного поиска.
Как правило, речь идет об определении объекта и предмета исследования, выдвижении гипотезы, выборе средств (подходов, методов, приемов) и проверке полученных результатов (критериев научности, истинности), а также о следовании этим критериям.

Каждый из указанных элементов методологической культуры противоречив, имеет сложную многоуровневую структуру, требует разнообразных способностей ученого.
По мнению В.М.Розина, рефлексия в методологии должна "понять, проанализировать, осмыслить возникающие в определенном предмете (дисциплине) препятствия, проблему, противоречие и наметить пути, способы разрешения этих затруднений и тем самым способствовать развитию предмета".
Отсюда "у методологии есть две основные ориентации: критически-аналитическая и проектно-конструктивная.
Реализуя первую ориентацию, методолог выступает как исследователь мышления, деятельности, он должен осуществить рефлексию особого рода исследовательскую; реализуя вторую ориентацию, методолог помогает специалисту перестраивать и развивать свой предмет".

Г.П.Щедровицкий показывает два варианта осуществления рефлексии (он рассматривает рефлексию в контексте деятельности).
В
первом варианте сравниваются две деятельности, одна из которых выступает как образец для анализируемой.
В этом случае образец выступает как методология для другой деятельности.
Во втором варианте деятельность осуществляется впервые, образца еще нет.
Результатом рефлексии является проект, план предстоящей деятельности.
Таким образом рефлексия позволяет не только познать фактический мир, но и конструировать новую реальность, опираясь на схемы деятельности, выявленные в ходе рефлексии.
Следовательно, согласно данному подходу, методологическая культура должна включать и знания (проблем и образцов их решения), и способности (сравнивать, оценивать, критиковать), и умения (конструировать, проектировать).
Эту сторону методологической культуры отмечают в своих диссертационных исследованиях В.С.Лукашов и Е.В.Бережнова.
На этой основе ведется разработка проблем педагогических исследований школой В.В.Краевского.
Главным для представителей этой школы является исследование правил и норм научного исследования, поиск критериев его эффективности.
Содержание рефлексии В.В.Краевский определяет в виде минимального перечня методологических категорий, выступающих как характеристики педагогического исследования: "проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики".
Отсюда, методологическая рефлексия позволяет выделить уже имеющиеся и создать новые образцы деятельности, которые и составляют содержание методологической культуры.
Однако в реальной педагогической деятельности эффективность средств определяется

[Back]