Теми, кто признает самостоятельное существование философии образования, по-разному понимается ее содержание. Так, Б.С.Гершунский выделяет следующие объекты философии образования: человек с воспитательно-образовательной точки зрения; цели образования с учетом личностных потребностей человека; социально-экономическая среда, детерминирующая развитие системы образования; система непрерывного образования в аспекте оптимизации управления ею; система и процесс •воспитания, обучения и развития человека, ориентированные на достижение f целей образования; педагогическая наука, ее сущность и функции, как саморазвивающейся системы; учитель как главное действующее лицо любых * преобразований. Предметом философии образования является деятельность, направленная на «оптимизацию функционирования образования как важнейшего социально-экономического и культурообразующего института общества» ( см. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., ИнтерДиалект, 1997, С. 342-343 ). В.МПолонский считает, что задачами философии образования является Л разработка «стратегии долговременного реформирования системы образования в России, определение содержания образования, принципов « построения учебных планов школы, описание федерального компонента государственных образовательных стандартов, выявление механизмов развития и саморазвития системы, перспектив различных нововведений и др.» ( см. 48 ). Среди основных направлений исследований философии образования называют проблему человека и определение целей образования, определение перспектив развития общества и содержания образования, социально* экономические факторы и изменение системы образования, сущность и специфика систем образования и т.д. В настоящее время предметом Ф рассмотрения философии образования являются проблемы онтологической природы и институциональной организации образования, исследование |
31 Теми, кто признает самостоятельное существование философии образования, по-разному понимается ее содержание. Так, Б.С.Гершунский выделяет следующие объекты философии образования: человек с воспитательно-образовательной точки зрения; цели образования с учетом личностных потребностей человека; социальн-оэкономическая среда, детерминирующая развитие системы образования; система непрерывного образования в аспекте оптимизации управления ею; система и процесс воспитания, обучения и развития человека, ориентированные на достижение целей образования; педагогическая наука, ее сущность и функции, как саморазвивающейся системы; учитель как главное действующее лицо любых преобразований. Предметом философии образования является деятельность, направленная на "оптимизацию функционирования образования как важнейшего социально-экономического и культурообразующего института общества". В.М.Полонский же считает, что задачами философии образования является разработка "стратегии долговременного реформирования системы образования в России, определение содержания образования, принципов построения учебных планов школы, описание федерального компонента государственных образовательных стандартов, выявление механизмов развития и саморазвития системы, перспектив различных нововведений и др.". Среди основных направлений исследований философии образования называют проблему человека и определение целей образования, определение перспектив развития общества и содержания образования, социально-экономические факторы и изменение системы образования, сущность и специфика систем образования и т.д. В настоящее время предметом рассмотрения философии образования являются проблемы онтологической природы и институциональной организации образования, исследование аксиологического аспекта образования, связь социокультурных процессов с изменениями в образовании, сущность новых образовательных стратегий и т.д. Как отмечают В.А.Дмитриенко и Н.А.Люрья, методологическая рефлексия, выполняемая философией относительно познания образования, выступает "в двух аспектах: 1. Познание образования, как бытийной сферы индивида. 2. Познание образования, как процесса вхождения человека в культуру, обеспечение гармонии его с "целым культуры", то есть познание образования как культурного феномена". Как видим, исследователи дают такие характеристики философии образования, которые указывают на ее методологическую роль по отношению к педагогике. На наш взгляд, философия образования не является ни педагогикой, ни методологией педагогики. Но результаты исследований философии образования могут выступать в качестве методологических установок. Философию рассматривают как форму рефлексивного отношения к другим формам общественного сознания, как самосознание культуры: этику как философию морали, эстетику как философию искусства и т.д. Различные уровни рефлексии позволяют выделить уже имеющиеся и создать новые образцы деятельности, которые и составляют содержание методологической культуры. Методологическая роль философии образования заключается, как верно отмечает Н.Г.Алексеев, в том, что философия образования необходима тогда, когда необходимо прорвать ограничение старых правил для решения возникшей проблемы. В философии образования "аккумулируются ведущие идеи прорыва, расположенные по трем магистральным осям: понимание мира, общества и человека. Встать на особую человеческую позицию и составляет суть философии |