Проверяемый текст
Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. - Томск: Изд-во ТГУ, 1999. 140 с.
[стр. 146]

Философия это не только рассуждение о смысле жизни, она есть и онтология, и гносеология.
Теория познания и онтология тоже связаны с обоснованием определенной жизненной позиции.
В онтологическом и гносеологическом анализе смысл человеческих ценностей связывается со смыслом всего космоса.
Человек космическое существо, с этих позиций он и определяет характер своих действий, поэтому и онтология выполняет методологическую роль.
Поэтому разделение философии на методологическое и эзотерическое направления (В.М.Розин) имеет относительный характер.
Вся философия методологична, вся составляет содержание методологической культуры.
Но чтобы философия непосредственно выполняла методологическую роль, методологические * установки нужно выделить из существующих учений.
Для этого можно использовать метод методологической редукции (
см.192; 193 ).
Методологическая редукция представляет собой выявление основных положений, идей, установок, которые послужили методологией для получения результатов теоретической и практической деятельности.
Методологическая редукция осуществляется и при поиске уже известной методологии в тексте, в поступке.
Так мы отыскиваем диалектику или метафизику, идеализм или материализм, сенсуализм или рационализм, рационализм или иррационализм в философском тексте или пытаемся обнаружить цель действий и логику поступка (
см.
там же ).
Любая философская система имеет основные принципы.
Ими и различаются философские учения.
Но так как их объект сложная
а многообразная действительность, она не поддается всестороннему и точному описанию с позиций данных принципов.
Приходится говорить об относительном характере их проявления, добавлять исключения и т.п.
Так, марксизм, положив в основу объяснений общества материальный, экономический фактор, вынужден был говорить об относительной самостоятельности надстройки, субъективного фактора, то есть о диалектике
4 материального и идеального.
А в адрес тех, кто в качестве
[стр. 32]

32 образования философии, повернутой к образованию, понимаемой в качестве матрицы воспроизводства общества".
Таким образом, по отношению к формам общественного сознания философия выполняет методологическую роль, когда без философской рефлексии нельзя преодолеть обнаружившиеся противоречия.
Но в педагогической практике источником новой методологии является не только рефлексия.
Рефлексия не тождественна мышлению в целом, это оценка уже совершенных действий, их оснований.
Методологическая культура формируется и за счет других средств в том числе и интуитивного мышления, результаты которого могут быть представлены в научном, художественном и философском творчестве.
Методологическая редукция как средство совершенствования методологической культуры Помимо потребностей педагогической практики, существует еще одно обстоятельство, которое требует изменений методологии в педагогике.
Сама философия развивается, и причины появления новых философских идей могут не совпадать с причинами изменения педагогической теории.
Новое философское учение, возникшее вне связи с проблемами педагогики, при обращении к ним критикует старую педагогическую теорию (в этом случае и происходит экспансия новой философии), ее методы и предоставляет свою методологию.
При этом у частной науки собственная методология "как система теоретически определенных идей формируется лишь на определенной фазе развития науки, когда возникает возможность саморефлексии".
Следовательно, философские идеи, учения, системы, возникающие в ходе философского творчества, тоже составляют содержание методологической культуры педагога.
В первую очередь, это ответы на вопросы о смысле жизни и предназначении человека, которые в педагогике являются определяющими.
Они же являются основными в философии.
Как замечает М.Хайдеггер, вопрос о том, что такое философия, превращается в вопрос: что такое человек, не случайно ли он забрел однажды во вселенную? "Философия нечто нацеленное на целое и предельнейшее, в чем человек выговаривается до последней лености и ведет последний спор".
Философия это не только рассуждение о смысле жизни, она есть и онтология, и гносеология.
Теория познания и онтология тоже связаны с обоснованием определенной жизненной позиции.
"В онтологическом и гносеологическом анализе смысл человеческих ценностей связывается со смыслом всего космоса".
Человек космическое существо, с этих позиций он и определяет характер своих действий, поэтому и онтология выполняет методологическую роль.
Поэтому разделение философии на методологическое и эзотерическое направления (В.М.Розин) имеет относительный характер.
Вся философия методологична, вся составляет содержание методологической культуры.
Но чтобы философия непосредственно выполняла методологическую роль, методологические установки нужно выделить из существующих учений.
Для этого можно использовать метод методологической редукции.

Методологическая редукция представляет собой выявление основных положений, идей, установок, которые послужили методологией для получения результатов теоретической и практической деятельности.
Методологическая редукция осуществляется и при поиске уже известной методологии в тексте, в поступке.
Так мы отыскиваем диалектику или метафизику, идеализм или материализм, сенсуализм или рационализм, рационализм или иррационализм в философском тексте или пытаемся обнаружить цель действий и логику поступка.


[стр.,34]

34 "заумной" мыслью.
Но если сравнивать основные методологические принципы религиозной веры и науки, то Шестов оказывается прав.
Подобные ситуации в философии возникают часто.
Любая философская система имеет основные принципы.
Ими и различаются философские учения.
Но так как их объект сложная
многообразная действительность, она не поддается всестороннему и точному описанию с позиций данных принципов.
Приходится говорить об относительном характере их проявления, добавлять исключения и т.п.
Так, марксизм, положив в основу объяснений общества материальный, экономический фактор, вынужден был говорить об относительной самостоятельности надстройки, субъективного фактора, то есть о диалектике
материального и идеального.
А в адрес тех, кто в качестве
методологического принципа использовал только первичность материального производства, экономического фактора, раздавались обвинения, что они не поняли марксизма.
Однажды в подобном случае Маркс даже заявил, что он не марксист.
Шестов осуществляет глубокую редукцию редукцию к онтологическим основаниям жизни.
При этом он выделяет две основные методологии жизни.
Первая вера без каких бы то ни было доказательств, представленная отчасти в трудах Плотина, Паскаля, Лютера, Ницше.
Вторая вся традиция метафизики с ее подчинением необходимости, принудительной силой истины.
Будучи сторонником первой, Шестов настолько последователен в критике второй, что заслужил звание философствующего антифилософа.
Понятие "методологическая редукция" входит в более широкое понятие "реконструкция идей", применяемого, например, в философии при выявлении философских идей в нефилософских источниках.
Реконструкция идей, помимо методологической редукции, включает выявление онтологических, гносеологических, социальных и других оснований.
Методологическая редукция лежит в основе понимания сложных текстов, с ее помощью мы можем объяснить поступки человека.
Методологическая редукция выявляет их методологию.
В этом смысле методологическая редукция является и частью логического, лингвистического и герменевтического анализа.
Поэтому представители аналитической философии пристальное внимание уделили пониманию редукции.
Так как редукция означает сведение одной теории к другой, более общей, то возникает проблема: "Будет ли старая теория выводима из новой теории или она просто замещается последней?".
Решительным сторонником несводимости двух теорий является П.
Фейерабенд.
Его позиция получила название "методологического анархизма".
Действительно, если одна теория не сводима к другой, то никакую теорию нельзя использовать в качестве методологии, все теории равноправны, а развитие науки есть соревнование альтернативных теорий.
Но подобный подход означал бы ликвидацию методологической функции общих теорий и философии, поэтому позиция П.Фейерабенда встретила активное возражение сторонников преемственности теорий, кумулятивного процесса накопления знаний.
В учебниках советского периода по истории педагогики, как правило, фиксируются философские взгляды автора педагогического учения, мало исследуются философские основания самого педагогического учения.
Философские основания педагогических теорий лучше всего раскрыты в трудах представителей точки зрения на педагогику как на прикладную философию.
Наиболее удачными в этом отношении являются "История педагогики" П.Монро и "Основы педагогики" С.И.Гессена.
Возможность методологической редукции определяется самой природой философской мысли.
На эту особенность указывал Булгаков в "Трагедии философии".
Всякое

[Back]