Проверяемый текст
Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. - Томск: Изд-во ТГУ, 1999. 140 с.
[стр. 147]

методологического принципа использовал только первичность материального производства, экономического фактора, раздавались обвинения, что они не поняли марксизма.
Однажды в подобном случае Маркс даже заявил, что он не марксист.

Понятие «методологическая редукция» входит в более широкое понятие «реконструкция идей», применяемого, например, в философии при выявлении философских идей в нефилософских источниках.
Реконструкция идей, помимо методологической редукции, включает выявление
Ш онтологических, гносеологических, социальных и других оснований.
Методологическая редукция лежит в основе понимания сложных текстов, с ее помощью мы можем объяснить поступки человека.
Методологическая
Ь редукция выявляет их методологию.
В этом смысле методологическая редукция является и частью логического, лингвистического и герменевтического анализа.
Поэтому представители аналитической философии пристальное внимание уделили пониманию редукции.
Так как редукция означает сведение одной теории к другой, более общей (
см.
20; 45; 79 ).
+ Методологическая редукция позволяет выявить методологические основания педагогических учений.
Как отмечает В.А.Дмитриенко, содержание педагогической науки может рассматриваться в трех основных
р измерениях: 1) онтолого-социологическом; 2) гносеологическом; 3) логическом.
Так как эти измерения включают в себя содержание методологических установок, используемых при создании педагогических учений, то они должны быть обнаружены при методологической редукции педагогических учений.
Редукция выявляет установки и методы, которые выполняют роль методологии данного педагогического учения.
При этом
т выявляются не только философские установки, но и общенаучные и специальные методы и принципы, которые были использованы при создании педагогических учений (см.
86 ).
[стр. 34]

34 "заумной" мыслью.
Но если сравнивать основные методологические принципы религиозной веры и науки, то Шестов оказывается прав.
Подобные ситуации в философии возникают часто.
Любая философская система имеет основные принципы.
Ими и различаются философские учения.
Но так как их объект сложная многообразная действительность, она не поддается всестороннему и точному описанию с позиций данных принципов.
Приходится говорить об относительном характере их проявления, добавлять исключения и т.п.
Так, марксизм, положив в основу объяснений общества материальный, экономический фактор, вынужден был говорить об относительной самостоятельности надстройки, субъективного фактора, то есть о диалектике материального и идеального.
А в адрес тех, кто в качестве методологического принципа использовал только первичность материального производства, экономического фактора, раздавались обвинения, что они не поняли марксизма.
Однажды в подобном случае Маркс даже заявил, что он не марксист.

Шестов осуществляет глубокую редукцию редукцию к онтологическим основаниям жизни.
При этом он выделяет две основные методологии жизни.
Первая вера без каких бы то ни было доказательств, представленная отчасти в трудах Плотина, Паскаля, Лютера, Ницше.
Вторая вся традиция метафизики с ее подчинением необходимости, принудительной силой истины.
Будучи сторонником первой, Шестов настолько последователен в критике второй, что заслужил звание философствующего антифилософа.
Понятие "методологическая редукция" входит в более широкое понятие "реконструкция идей", применяемого, например, в философии при выявлении философских идей в нефилософских источниках.
Реконструкция идей, помимо методологической редукции, включает выявление
онтологических, гносеологических, социальных и других оснований.
Методологическая редукция лежит в основе понимания сложных текстов, с ее помощью мы можем объяснить поступки человека.
Методологическая
редукция выявляет их методологию.
В этом смысле методологическая редукция является и частью логического, лингвистического и герменевтического анализа.
Поэтому представители аналитической философии пристальное внимание уделили пониманию редукции.
Так как редукция означает сведение одной теории к другой, более общей,
то возникает проблема: "Будет ли старая теория выводима из новой теории или она просто замещается последней?".
Решительным сторонником несводимости двух теорий является П.
Фейерабенд.
Его позиция получила название "методологического анархизма".
Действительно, если одна теория не сводима к другой, то никакую теорию нельзя использовать в качестве методологии, все теории равноправны, а развитие науки есть соревнование альтернативных теорий.
Но подобный подход означал бы ликвидацию методологической функции общих теорий и философии, поэтому позиция П.Фейерабенда встретила активное возражение сторонников преемственности теорий, кумулятивного процесса накопления знаний.
В учебниках советского периода по истории педагогики, как правило, фиксируются философские взгляды автора педагогического учения, мало исследуются философские основания самого педагогического учения.
Философские основания педагогических теорий лучше всего раскрыты в трудах представителей точки зрения на педагогику как на прикладную философию.
Наиболее удачными в этом отношении являются "История педагогики" П.Монро и "Основы педагогики" С.И.Гессена.
Возможность методологической редукции определяется самой природой философской мысли.
На эту особенность указывал Булгаков в "Трагедии философии".
Всякое

[стр.,35]

35 философское учение представляет собой систему, неустранимой чертой которой является "логический монизм", подразумевающий возможность адекватного, непротиворечивого миропознания.
Этот логический монизм является потребностью разума.
То, что Булгаков называет духом системы, пафосом системы, является ее методологией.
Система же "есть ничто иное, как сведение многого и всего к одному и, обратно, выведение этого всего или многого из одного".
Вся история философии, по мнению Булгакова, представляет собой сознательное избрание чего-то одного, части вместо целого.
После того, как это одностороннее избрание состоялось, начинается обратное выведение всего из этого одностороннего (логическая дедукция из отвлеченных начал) с помощью логики.
К этому, по мнению Булгакова, "стремится человеческая мысль, не останавливаясь перед насилием и самообманом, обходами и иллюзиями".
Это стремление объясняется необходимостью понимания происходящего, что обеспечивается знанием методологии, которой соответствуют поступки.
Методология организует знание и действия людей, методологическая редукция ее выявляет, то есть сначала методологическая редукция, затем дедукция, объяснение всего на основе методологической функции философии.
Так, В.В.Зеньковский показывает, как методологическая идея совпадения законов природы и общества привела К.Н.Леонтьева к выводу о фазах развития конкретного общества, как культурно-исторического типа.
Методологическая редукция позволяет выявить методологические основания педагогических учений.
Как отмечает В.А.Дмитриенко, содержание педагогической науки может рассматриваться в трех основных
измерениях: 1) онтолого-социологическом; 2) гносеологическом; 3) логическом.
Так как эти измерения включают в себя содержание методологических установок, используемых при создании педагогических учений, то они должны быть обнаружены при методологической редукции педагогических учений.
Редукция выявляет установки и методы, которые выполняют роль методологии данного педагогического учения.
При этом
выявляются не только философские установки, но и общенаучные и специальные методы и принципы, которые были использованы при создании педагогических учений.
Примером методологической редукции педагогических взглядов может служить "История педагогики" профессора П.Монро.
Он показывает, например, что цели воспитания, содержание и характер обучения первобытного человека определялись господствующим в то время таким представлением о мире, как анимизм.
Детей обучали приемам и формам почитания духов для их умиротворения.
Этой же цели служило точное выполнение всех процедур, которые согласно с опытом данного племени могли заслужить благосклонность духов.
"Анимизм как мировоззренческий принцип совмещал в себе все: религию, философию и науку".
Эта нерасчлененность не позволяет еще сделать вывод о непосредственном влиянии философии на воспитание и образование.
Но уже у конфуцианцев принципы обучения и воспитания прямо диктовались "учением о середине" Конфуция.
"Сохранение во всем начал природы и направление человека по ее путям" такой путь предлагает Мен-цзы.
По мнению П.Монро, эта мысль является следствием философского положения о том, что человек по природе добр, а не зол.
Здесь философская идея является методологическим принципом воспитания.
П.Монро показывает, как в другие периоды развития Древнего Китая в воспитании действуют иные принципы, которые определяются социальными изменениями и условиями.
Так, установление деспотической власти авторитета определяло и систему образования Древнего Китая.
"Воспитание стремится в это время не развивать человеческие способности, а загромождать память удостоившимся раз навсегда признанным материалом".

[Back]