Проверяемый текст
Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. - Томск: Изд-во ТГУ, 1999. 140 с.
[стр. 148]

Методологическая редукция педагогических учений показывает, как философия осуществляет методологическую роль в педагогике.
Философская идея о том, что человек есть часть природы, что он подчиняется ее законам, определяет методы решения педагогических проблем Яном Амосом Каменским.
Он считал, что порядок школы надо заимствовать у природы, а закономерности воспитания он пытался установить путем аналогии с естественными законами природы.
Этим же принципом он руководствовался при определении содержания обучения для каждого выделенного им возрастного периода.
Опираясь на сенсуализм, в основу познания и обучения Каменский поставил чувственный опыт, теоретически обосновал принцип наглядности и провозгласил «золотое правило дидактики»: «Все, что только
л возможно, представлять для восприятия чувствами...".
Сенсуализм лежал в основе обучения и у просветителей, особенно у французских материалистов XVIII века.
Метод «естественных последствий» Руссо был следствием его
щ философских взглядов на свободу, как естественного права каждого человека.
Отсюда и требование уважать личность ребенка, воспитывать его сообразно природе.
Считая, что человека портит современное общество, Руссо предлагал воспитывать ребенка вдали от цивилизации, на лоне природы.
Если Гельвеций, как все просветители, придавая огромное значение среде, думал, что воспитание может сделать все, то Дидро считал, что большое значение имеют природные задатки.
Отсюда следовал вывод о том, что надо считаться с особенностями физической организации и психики ребенка.
Исходя из идеи равенства всех людей, Дидро, как и все просветители, считал необходимым просвещение широких народных масс.
Этот вывод он сделал, принимая во внимание численное превосходство народа над знатью.

Представление Песталоцци о человеке, его природе определило его идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, и о том, что эти силы должны развиваться естественным путем.
Гербарт из учения
•о сознании (об ассоциации, как способе формирования новых представлений) сделал вывод о воспитывающем характере обучения.
Из
[стр. 36]

36 То же обнаруживается и при анализе роли философии в Древней Греции.
П.Монро показывает, что влияние Сократа и софистов на педагогические методы и содержание образования определялось их высокой оценкой знания, отсюда и распространение в то время обучения сократическому методу.
Из платоновского учения об идеях вытекал основной педагогический принцип, что задача воспитания определить частное благо и достоинство каждого индивидуума и затем подготовить его к выполнению предстоящих ему обязанностей.
Учение Аристотеля о душе определяло содержание образования, из него следовал порядок воспитания: начиная с воспитания тела через гимнастику и кончая воспитанием разумной части души через философию.
Методологическая редукция педагогических учений показывает, как философия осуществляет методологическую роль в педагогике.
Философская идея о том, что человек есть часть природы, что он подчиняется ее законам, определяет методы решения педагогических проблем Яном Амосом Каменским.
Он считал, что порядок школы надо заимствовать у природы, а закономерности воспитания он пытался установить путем аналогии с естественными законами природы.
Этим же принципом он руководствовался при определении содержания обучения для каждого выделенного им возрастного периода.
Опираясь на сенсуализм, в основу познания и обучения Каменский поставил чувственный опыт, теоретически обосновал принцип наглядности и провозгласил "золотое правило дидактики": "Все, что только
возможно, представлять для восприятия чувствами...".
Сенсуализм лежал в основе обучения и у просветителей, особенно у французских материалистов XVIII века.
Метод "естественных последствий" Руссо был следствием его
философских взглядов на свободу, как естественного права каждого человека.
Отсюда и требование уважать личность ребенка, воспитывать его сообразно природе.
Считая, что человека портит современное общество, Руссо предлагал воспитывать ребенка вдали от цивилизации, на лоне природы.
Если Гельвеций, как все просветители, придавая огромное значение среде, думал, что воспитание может сделать все, то Дидро считал, что большое значение имеют природные задатки.
Отсюда следовал вывод о том, что надо считаться с особенностями физической организации и психики ребенка.
Исходя из идеи равенства всех людей, Дидро, как и все просветители, считал необходимым просвещение широких народных масс.
Этот вывод он сделал, принимая во внимание численное превосходство народа над знатью.

Из коммунистических идей Бабефа следовало требование всеобщего и равного образования для всех.
Представление Песталоцци о человеке, его природе определило его идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, и о том, что эти силы должны развиваться естественным путем.
Гербарт из учения
о сознании (об ассоциации, как способе формирования новых представлений) сделал вывод о воспитывающем характере обучения.
Из
этических представлений он выводил цель воспитания формирование добродетельного человека.
Требование Белинского о необходимости общечеловеческого воспитания и гармонического развития человека вытекало из его убеждения, что природа щедро наделила человека способностями и дарованиями.
Идея социализма определила и конкретные решения Герценом педагогических проблем.
Он выступал за всестороннее общее образование.
Главной задачей считал формирование личности, живущей интересами народа и стремящейся к преобразованию общества на разумных началах.
Отсюда его осуждение догматизма и формализма в работе школы, требование развития самостоятельности мышления.
Исходя из своих социологических взглядов, критиковали педагогические теории того времени и политику царского правительства в области просвещения Чернышевский и Добролюбов.
Многие дидактические выводы, представление о целях образования Ушинского определялись идеей народного воспитания.
Коммунистическими идеями определялись цели и содержание образования и воспитания у Оуэна, Маркса, Энгельса, Ленина и их последователей.

[Back]