Проверяемый текст
Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. - Томск: Изд-во ТГУ, 1999. 140 с.
[стр. 154]

В методологии можно выделить уровни полифонии и гармонии.
Но в целом обе характеристики относятся к методологии целостности или методологии системного подхода, поскольку системность и обеспечивает *реализацию гармонически-полифонического анализа явлений.
Этот подход в * его истинном облике, очищенном от плюрализации и релятивации, не имеет ни малейшего подобия с безразличным уравниванием ценностей и
анти■ ценностей.
Методология целостности обеспечивает системность при анализе явлений, создает единое поле для диалога, взаимопонимания и взаимообогащения людей разных мировоззренческих ориентаций.

Сегодня анализ взаимоотношений между различными философскими направлениями обнаруживает не столько их различия, сколько совпадение, "единство.
Все яснее понимается, что развитие философии есть единый
процесс.
Развитие одной философской системы есть развитие всех остальных.
Каждое новое философское учение высвечивает новые, до сих пор неизведанные грани бытия.
В целом все философские учения дополняют друг друга, увеличивая знания человека о мире, вооружая его новой методологией познавательной и практической деятельности.
Например, диалектическому взгляду на мир всегда противопоставлялся метафизический, который абсолютизирует стабильность, равновесие, устойчивость и т.п.
И диалектические, и метафизические представления
отражают реальное положение вещей.
Метафизика делает акцент на наблюдаемые нами проявления устойчивости, гармонии, преемственности в различных процессах.
Эту сторону жизни и описывает метафизика.
Другая
Ф же, изменчивая сторона жизни объект изучения диалектики.
Методология целостности и объединяет оба подхода.
Методологическая культура на базе разных форм диалога проявляется не только тогда, когда в качестве методологических установок используются философские системы, но и тогда, когда используются отдельные идеи,
[стр. 43]

43 воспитательных мероприятий.
Если в методологическую культуру педагогики входят методологические установки, вытекающие из всех существующих типов мировоззрения, то в методологическую культуру педагога должны входить умения их примирения, объединения.
Возможно ли это? Основой для примирения Н.С.Розов предлагает язык ценностей.
По его мнению, "сегодня нет лучшего общего языка для разных мировоззрений, чем язык ценностей".
Несмотря на то, что ценности представителями разных типов мировоззрений воспринимаются тоже по-разному, ничто принципиально не мешает договориться им об общих ценностях.
Этот подход, обеспечивающий взаимодействие и коррекцию различных ценностных систем, Н.С.Розовым назван "конструктивной аксиологией".
Но всякий ли диалог является высшим проявлением культуры? По мнению Г.С.Батищева, нет.
"Даже фактическое совпадение ценностных ориентаций у разных индивидов нисколько не сближает их, не выводит их из той аксиологической самоизоляции, где каждый сам себе и Магомет, и Лютер, и Наполеон", замечает он.
Такой подход он называет безразличным плюрализмом, который, по его мнению, есть "всего лишь вынужденное невмешательство в чужие и чуждые дела других, ...всего лишь договорное непосягательство и формально-дипломатическая сдержанность, за которой всегда хранится внутреннее неприятие.
Эта терпимость есть лишь отрегулированная и скованная, как бы замороженная не-терпимость.
В ней нет ни грана истинного, приемлющего терпения...
Что же касается действительной межсубъектной терпеливости друг ко другу, то она начинается...
лишь из гармонического единства многообразия, из аксиологического взаимообъединения ценностно относительных личностных устремлений в их абсолютном предыстоке...".
Г.С.Батищев плюрализму предпочитает гармонические связи, которые он вслед за Бахтиным называет полифоническими.
Понятие "полифония", в настоящее время становится не только общеэстетической категорией, но и "как аутентичный нашему веку язык трансляции новых идей, знаний, технологий".
Полифонические связи "рождаются из столь глубокой и терпеливой участливости и самоотверженного служения каждого общему благу...
Устремленность каждого здесь исходит из безусловно чтимых абсолютных начал глубинной онтологической сопричастности и сущностной взаимности, а равно и перспектив единения и взаимопроникновения своеобразных судеб".
Уникальное значение гармонических связей Г.С.Батищев видит в их способности "не оставаться вне и наряду с инородными себе...
не отталкивать их от себя, но в самой действительности вмещать каждую из них внутрь себя, находить для каждой место и предоставлять конструктивную роль опыту каждой, в том числе и негативному, как опыту, все-таки указывающему своими антиномиями на выход за свои границы к гармонии".
В методологии можно выделить уровни полифонии и гармонии.
Но в целом обе характеристики относятся к методологии целостности или методологии системного подхода, поскольку системность и обеспечивает реализацию гармоническиполифонического анализа явлений.
Этот подход "в его истинном облике, очищенном от плюрализации и релятивации, не имеет ни малейшего подобия с безразличным уравниванием ценностей и
анти-ценностей".
Методология целостности обеспечивает системность при анализе явлений, создает единое поле для диалога, взаимопонимания и взаимообогащения людей разных мировоззренческих ориентаций.


[стр.,44]

44 Сегодня анализ взаимоотношений между различными философскими направлениями обнаруживает не столько их различия, сколько совпадение, единство.
Все яснее понимается, что развитие философии есть единый
процесс.
Развитие одной философской системы есть развитие всех остальных.
Каждое новое философское учение высвечивает новые, до сих пор неизведанные грани бытия.
В целом все философские учения дополняют друг друга, увеличивая знания человека о мире, вооружая его новой методологией познавательной и практической деятельности.
Например, диалектическому взгляду на мир всегда противопоставлялся метафизический, который абсолютизирует стабильность, равновесие, устойчивость и т.п.
И диалектические, и метафизические представления
отражают реальное положение вещей.
Метафизика делает акцент на наблюдаемые нами проявления устойчивости, гармонии, преемственности в различных процессах.
Эту сторону жизни и описывает метафизика.
Другая
же, изменчивая сторона жизни объект изучения диалектики.
Методология целостности и объединяет оба подхода.
Методологическая культура на базе разных форм диалога проявляется не только тогда, когда в качестве методологических установок используются философские системы, но и тогда, когда используются отдельные идеи,
положения разнонаправленного характера как философского знания, так и научного, политического, правового и т.д.
Например, Л.Саркисян в качестве методологии объяснения поведения личности, групп людей и общества в целом использует закономерности физического явления резонанса.
По его мнению, развитие общественной системы является реализацией некоторой парадигмы, составляющей суть цивилизации.
Резонанс совпадение частоты личности и внешней частоты может способствовать развитию (положительный резонанс) и слому (отрицательный резонанс) системы.
Методологию целостностного подхода можно наблюдать во всех областях практической и познавательной деятельности.
Например, объединение корпускулярной и волновой теории света, признание прав меньшинства в политике (так называемый "консенсус"), судебное решение как результат состязания обвинения и защиты и т.д.
В педагогике это определение целей образования, исходя из предназначения человека и потребностей общества в конкретных специалистах, это выбор ценностей воспитательной работы в условиях многонационального состава учащихся и их принадлежности к разным типам мировоззрений и т.д.
Отсюда методологическая культура данного уровня необходима не только педагогу, но и специалистам-негуманитариям.
По мнению А.Д.Московченко, необходимо преодолеть культурологический хаос не только в современной школе, но и в инженерном образовании, поскольку "инженерия причастна напрямую к проектированию и конструированию собственно человеческой культуры".
Методологией решения образовательных задач в педагогике, по его мнению, должна стать идея биосфернокосмологического синтеза знания, так как "главная ценность человек гармоничный, целостный, обращенный к Космосу".
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют многообразные источники и средства совершенствования методологической культуры.
3.
Уровни методологической культуры Выделение разнообразных форм проявления методологической культуры как при социологическом подходе к пониманию культуры, так и при ценностном показывает, что

[Back]