Проверяемый текст
Булдаков С.К., Субетто А.И. Философия и методология образования: Научное издание. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. – 444 с
[стр. 16]

Наиболее четкая характеристика антрополого-педагогической идеи принадлежит Я.
Коменскому,
который писал о том, что всем людям необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми (см.
1,476 ).
После Коменского о том же говорят Руссо и Гельвеций, а дальше антрополого-педагогическая идея становится общим местом педагогического мироощущения.

Вторая идея образовательного дискурса — это идея природосообразности образования.
В соответствии с ней педагогические усилия должны опосредоваться знанием природы учащегося и особенностей его развития.
Еще Монтень писал, что трудно преобразовать то, что вложено
в человека самой природой, а также, что необходимо учитывать характер и * индивидуальность учащегося.
В развернутой форме идею природосообразности образования формулирует И.

Песталоцци.
* «Совокупность средств искусства воспитания, пишет Песталоцци, — применяемых в целях природосообразного развития сил и задатков человека, предполагает если не четкое знание, то, во всяком случае, живое внутреннее ощущение того пути, по которому идет сама природа, развивая и формируя наши силы.
Этот ход природы покоится на вечных, неизменных законах, заложенных в каждой из человеческих сил и в каждой из них связанных с *непреодолимым стремлением к собственному развитию.
Весь естественный ход нашего развития в значительной мере вытекает из этих стремлений» (
см.
там же, с.
512).
Щ Анализ показывает, что природосообразность педагоги всегда понимали двояко: с одной стороны, как выявленные в философии, позднее психологии закономерности изменения и развития человека, с другой — как такой естественный план в человеке, который оправдывает характер и «логику» образования.
Третья идея образовательного дискурса — стимулирования в *образовании активности учащегося прямо связана с признанием личности последнего.
Однако, только в начале нашего столетия требование активности
[стр. 28]

28 обращенной на самого себя.
Основной мотив учительских наставлений: "терпи, удерживай свое сердце, следуй примеру личного бога, поступай разумно, хорошо".
Тогда к тебе будут хорошо относиться и боги, и люди, и все будут уважать тебя.
В античной культуре одним из первых антрополого-педагогическую идею формулирует Демокрит.
Природа и воспитание, утверждал он, подобны.
Именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает его природу.
Однако наиболее четкая характеристика антропологопедагогической идеи принадлежит Я.
Коменскому.

"Весьма удачно, – пишет он, – поэтому кто-то определил человека как существо, способное к обучению, так как ничто не может стать человеком, если его не обучать...
Итак, верно то, сказано в сочинениях Платона (кн.
6, "О законах"): "Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием; если же его не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля...
всем рожденным людям, безусловно, необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми"25 .
После Коменского о том же говорят Руссо и Гельвеций, а дальше антрополого-педагогическая идея становится общим местом педагогического мироощущения.

"Растениям, – пишет Руссо, – дают определенный вид посредством культуры, а людям – посредством воспитания...
Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием"26 .
Правда, в XIX веке, да и в нашем столетии тоже, антропологопедагогическая идея была затемнена и оттеснена на второй план психологической точкой зрения, в соответствии с которой развитие человека всего лишь поддерживается и обеспечивается образованием, а не определяется им полностью.
Но в период становления классической школы (XVIII – XIX вв.) именно на основе антрополого-педагогической идеи образование осмысляло свою миссию, определяло свое место в общественном разделении труда.
И место это, как мы видим, было важнейшее.
В настоящее время антрополого-педагогическую идею, очевидно, необходимо продумывать заново.
Можем ли мы вслед за основоположниками педагогической мысли утверждать, что образование делает человека, что все естественное в нем – это всего лишь особым образом понятое нами искусственное.
Размышляя на сходную тему по 25 Коменский Я.А.
Великая дидактика / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.
– М.: Просвещение, 1981.
– С.85, 87–88.
26 Руссо Ж.Ж.
Эмиль, или О воспитании / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.
– М.: Просвещение, 1981.
– С.203–204.


[стр.,29]

29 поводу природы психического развития, П.П.
Пузырей пишет: "Первой реальностью для исследователя в рамках культурно-исторической теории является не психика испытуемого, а само действие по перестройке его психики.
Если принимать во внимание только полюс испытуемого и не учитывать факта искусственной перестройки психики с помощью специально изготовленных и особым образом употребленных знаковых средств, то будет упущено главное.
Никакого естественного процесса, никакого естественного движения на полюсе испытуемого здесь нет.
Есть только определенная последовательность, ряд актов реорганизации его психики, его поведения"27 .
Вторая идея педагогического дискурса – это идея природосообразности образования.
В соответствии с ней педагогические усилия должны опосредоваться знанием природы учащегося и особенностей его развития.
Еще Монтень писал, что "трудно преобразовать то, что вложено
в человека самой природой", а также, что необходимо учитывать характер и индивидуальность учащегося28 .
В развернутой форме идею природосообразности образования формулирует И.

Пестолоцци.
“Совокупность средств искусства воспитания, – пишет Песталоцци, – применяемых в целях природосообразного развития сил и задатков человека, предполагает если не четкое знание, то во всяком случае живое внутреннее ощущение того пути, по которому идет сама природа, развивая и формируя наши силы.
Этот ход природы покоится на вечных, неизменных законах, заложенных в каждой из человеческих сил и в каждой из них связанных с непреодолимым стремлением к собственному развитию.
Весь естественный ход нашего развития в значительной мере вытекает из этих стремлений”29 .
Анализ показывает, что природосообразность педагоги всегда понимали двояко: с одной стороны, как выявленные в философии, позднее психологии закономерности изменения и развития человека, с другой
как такой естественный план в человеке, который оправдывает характер и "логику" образования.
Например, Я.
Коменский считает, что развитие человека напоминает рост растений и животных, аналогично им, а знание закономерностей этого развития позволяет сформулировать определенные принципы (основоположения) обучения.
На первый взгляд кажется, что педагогические основоположения выводятся Коменским следуя принципу аналогии, но анализ показывает, что образ биологического развития лишь помог Коменскому схематизировать и систематизировать педагогические 27 Пузырей П.П.
Культурно-историческая теория Л.С.
Выготского и современная психология.
– М.: Просвещение, 1968.
– С.87 / 317с.
28 Монтень М.
Опыты / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.
– М.: Просвещение, 1981.
– С.70.
29 Песталоцци И.Г.
Лебединая песня / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.
– М.: Просвещение, 1981.
– С.305.

[Back]