Проверяемый текст
Булдаков С.К., Субетто А.И. Философия и методология образования: Научное издание. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. – 444 с
[стр. 19]

включающее в себя и образование, и подготовку.
В связи с этим он определяет образование как намеренную попытку обучающегося (или когото еще) контролировать ситуацию обучения (или руководить ею, или направлять ее, или воздействовать на нее, или управлять ею), чтобы добиться достижения желательных результатов (цели) обучения (
см.
88,43 ).
Однако в целом подобная точка зрения мало принята.
Чаще образование и воспитание рассматриваются как более целостные и общие понятия, чем обучение.
Например, крупнейший представитель философии образования в Англии К.

•Петерс считал бесспорным, что образование связано с пониманием, знанием и развитием человека и отличается от обучения (как тренировки, натаскивания), которое используется в учении, направленном на определенный фиксированный результат.
В противоположность этому образование связано с такого рода учением, в котором человек нуждается как личность, что неизмеримо больше, чем развитие какой-либо способности как таковой.
Оно должно включать развитие таких форм знания, умений и способностей, которые
потребуются в контексте различных измерений его личностного бытия в природном, межличностном и социальном мирах, где ему предстоит жить.
Известный теоретик дизайна Дж.
Нельсон, например, пишет: «В моем понимании обучение
это способ передачи специальных знаний.
Цель образования *
_ _ общая интеграция всех способностей человека.
Оно имеет мало отношения к знанию конкретных фактов или умению» (
см.
98,132).
Самое качественное обучение не делает человека самостоятельным, целостным, творческим, духовным, нравственным, думающим, понимающим и принимающим проблемы и запросы своего времени.
Сегодня культурная ситуация принципиально иная, чем была в конце XIX и начале XX столетия, когда необходимо было поставить на твердую почву профессиональное и техническое «образование» (именно поэтому в традиционной школе обучение вышло на первый план, вытеснив образование и воспитание).

щ Каждая эпоха требует своей трактовки обучения и образования, по
[стр. 40]

40 образовательная ценность в аспекте образования должна быть сформулирована по-новому"61 .
Эта мысль Н.
Розова заставляет вспомнить высказывания Иммануила Канта.
Воспитание, считал он, ставит себе задачею сделать человека искусным, знающим и нравственным: образование в первом смысле есть "культура", во втором смысле "цивилизация", в третьем смысле "нравственность"; воспитание должно культивировать, цивилизовать и делать людей нравственными.
С пониманием воспитания Н.С.
Розова вполне можно согласиться, однако является ли такое "образовательное воспитание" воспитанием в общезначимом смысле этого слова? То, о чем говорит Н.С.
Розов, – это не воспитание, а, скорее, духовный (человеческий, культурный) путь личности.
Совершенно другая ситуация сложилась в педагогике относительно понятий образование и обучение.
Еще в 20–30-х гг.
А.В.
Луначарский писал: "Следует подчеркнуть разницу между обучением и образованием.
Обучение есть передача готовых знаний учителем ученику.
Образование есть творческий процесс.
Всю жизнь "образуется" личность человека, ширится, обогащается, усиливается и совершенствуется"62 .
Для Альвина Димера образование связано с культурой, духом, ученичеством, а обучение – с профессией, умениями и мастерством.
Напротив, Дж.
Ласка опровергает других исследователей, рассматривая обучение как более широкое понятие, включающее в себя и образование, и подготовку.
В связи с этим он определяет образование как намеренную попытку обучающегося (или кого-то еще) контролировать ситуацию обучения (или руководить ею, или направлять ее, или воздействовать на нее, или управлять ею), чтобы добиться достижения желательных результатов (цели) обучения63 .
Однако в целом подобная точка зрения мало принята.
Чаще образование и воспитание рассматриваются как более целостные и общие понятия, чем обучение.
Например, крупнейший представитель философии образования в Англии К.

Петерс считал бесспорным, что образование связано с пониманием, знанием и развитием человека и отличается от обучения (как тренировки, натаскивания), которое используется в учении, направленном на определенный фиксированный результат.
В противоположность этому образование связано с такого рода учением, в котором человек нуждается как личность, что неизмеримо больше, чем развитие какой-либо способности как таковой.
Оно должно включать развитие таких форм знания, умений и способностей, которые
61 Розов Н.С.
Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире.
– Новосибирск, 1993.
– С.
321.
62 См.: Луначарский А.В.
Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по Народному образованию / Революция – искусство – дети: Материалы и документы.
– М.: Педагогика, 1966.
– 640 с.
63 См.: Laska J.
Schooling and Education: Basic Concepts and Problems.
–N.Y.: D.
Nostrand Company, 1976.


[стр.,41]

41 потребуются в контексте различных измерений его личностного бытия в природном, межличностном и социальном мирах, где ему предстоит жить64 .
Известный теоретик дизайна Дж.
Нельсон, например, пишет: "В моем понимании обучение
это способ передачи специальных знаний.
Цель образования
общая интеграция всех способностей человека.
Оно имеет мало отношения к знанию конкретных фактов или умению"65 .
Самое качественное обучение не делает человека самостоятельным, целостным, творческим, духовным, нравственным, думающим, понимающим и принимающим проблемы и запросы своего времени.
Сегодня культурная ситуация принципиально иная, чем была в конце XIX и начале XX столетия, когда необходимо было поставить на твердую почву профессиональное и техническое "образование" (именно поэтому в традиционной школе обучение вышло на первый план, вытеснив образование и воспитание).

Каждая эпоха требует своей трактовки обучения и образования, по
выражению М.
Вебера, судьба нашего времени – самим определять и вносить смысл в жизнь, а не просто познавать его66 .
Представляется, что обучение связано с усвоением (присвоением) норм культуры и способов деятельности, за счет чего человек включается в культуру и развивается.
Однако культурное становление человека происходит самодеятельным, личностным способом.
Как писал Фребель, "...в каждом человеке как члене человечества заключается все человечество, но представленное и запечатленное совершенно своеобразным, личным, оригинальным образом"67 .
Образование связано как раз с этим личностным аспектом культурного становления человека, но нацелено оно на согласование индивидуального, личного развития человека с надиндивидуальным движением культуры.
Образовываясь, человек, с одной стороны, должен делать самого себя, с другой – осознавать и делать культуру, т.
е.
понять зависимость своей жизни от культурных норм, других людей, природы, осознать свое предназначение в мире, смысл своей жизни.
Итак, обучение – это усвоение знаний, культурных норм, жизни в отчужденной, "предметной" форме, а образование – индивидуальная самодеятельность, развертывающаяся в культуре.
Обучение – осознание структуры деятельности и ее предмета, а образование – осознание себя как субъекта деятельности и мира как окружения.
С точки зрения идеи обучения, индивид должен овладеть деятельностями и содержаниями, 64 См.: Peters K.S.
Philosophy of Education.
– L.: Routledge & Kegan Paul, 1983.
65 Нельсон Д.
Проблемы дизайна.
– М.: Искусство, 1971.
– C.
114.
66 См.: Розов Н.С.
Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире.
– Новосибирск, 1993.
– 187 с.
67 Фребель Ф.
Воспитание человека.
Избранные сочинения.
В 2 т.
– М.: Изд-во Тихомирова, 1913.
– Т.1.
– С.
53 / 359 с.

[Back]