Проверяемый текст
Булдаков С.К., Субетто А.И. Философия и методология образования: Научное издание. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. – 444 с
[стр. 20]

выражению М.
Вебера, судьба нашего времени —самим определять и вносить смысл в жизнь, а не просто познавать его (см.
38, 326 ).
Представляется, что обучение связано с усвоением (присвоением) норм культуры и способов деятельности, за счет чего человек включается в культуру и развивается.
Однако культурное становление человека *происходит самодеятельным, личностным способом.
*
Образовываясь, человек, с одной стороны, должен делать самого себя, с другой осознавать и делать культуру, т.
е.
понять зависимость своей жизни
от культурных норм, других людей, природы, осознать свое предназначение в мире, смысл своей жизни ( см..
13; 169).
Итак, обучение — это усвоение знаний, культурных норм, жизни в отчужденной, «предметной» форме, а образование индивидуальная самодеятельность, развертывающаяся в культуре.
Обучение —
осознание структуры деятельности и ее предмета, а образование —осознание себя как субъекта деятельности и мира как окружения.
С точки зрения идеи обучения,* индивид должен овладеть деятельностями и содержаниями,
образующими культуру.
Это означает, что он должен научиться социально и значимо включаться в систему общественного производства, участвовать в разделении труда, строить деятельность в соответствии с нормативными характеристиками, уметь кооперироваться с другими специалистами и т.
д.
С точки же зрения идеи образования, личность должна овладеть «высшей» реальностью
—научиться осознавать меру своих способностей и смысл своей жизнедеятельности, строить ее на сознательной основе, выработать мировоззрение, понять свое человеческое назначение в жизни и т.
п.
Но можно ли так расширять понятие образования до идеала? Думаем, что можно и именно как идеал.
В решающих, критических точках движения культурыР идеалы образования и жизни отчасти должны совпадать (
см.
Ивашевский л C.JI.
Особенности эволюции идеала образованности в отечественной философской мысли // Отечественная философия: русская, российская, всемирная.
Н.Новгород, 1998, с.
461-463).
[стр. 41]

41 потребуются в контексте различных измерений его личностного бытия в природном, межличностном и социальном мирах, где ему предстоит жить64 .
Известный теоретик дизайна Дж.
Нельсон, например, пишет: "В моем понимании обучение – это способ передачи специальных знаний.
Цель образования – общая интеграция всех способностей человека.
Оно имеет мало отношения к знанию конкретных фактов или умению"65 .
Самое качественное обучение не делает человека самостоятельным, целостным, творческим, духовным, нравственным, думающим, понимающим и принимающим проблемы и запросы своего времени.
Сегодня культурная ситуация принципиально иная, чем была в конце XIX и начале XX столетия, когда необходимо было поставить на твердую почву профессиональное и техническое "образование" (именно поэтому в традиционной школе обучение вышло на первый план, вытеснив образование и воспитание).
Каждая эпоха требует своей трактовки обучения и образования, по выражению М.
Вебера, судьба нашего времени – самим определять и вносить смысл в жизнь, а не просто познавать его66 .
Представляется, что обучение связано с усвоением (присвоением) норм культуры и способов деятельности, за счет чего человек включается в культуру и развивается.
Однако культурное становление человека происходит самодеятельным, личностным способом.

Как писал Фребель, "...в каждом человеке как члене человечества заключается все человечество, но представленное и запечатленное совершенно своеобразным, личным, оригинальным образом"67 .
Образование связано как раз с этим личностным аспектом культурного становления человека, но нацелено оно на согласование индивидуального, личного развития человека с надиндивидуальным движением культуры.
Образовываясь, человек, с одной стороны, должен делать самого себя, с другой
осознавать и делать культуру, т.
е.
понять зависимость своей жизни
от культурных норм, других людей, природы, осознать свое предназначение в мире, смысл своей жизни.
Итак, обучение – это усвоение знаний, культурных норм, жизни в отчужденной, "предметной" форме, а образованиеиндивидуальная самодеятельность, развертывающаяся в культуре.
Обучение
осознание структуры деятельности и ее предмета, а образованиеосознание себя как субъекта деятельности и мира как окружения.
С точки зрения идеи обучения, индивид должен овладеть деятельностями и содержаниями,
64 См.: Peters K.S.
Philosophy of Education.
– L.: Routledge & Kegan Paul, 1983.
65 Нельсон Д.
Проблемы дизайна.
– М.: Искусство, 1971.
– C.
114.
66 См.: Розов Н.С.
Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире.
– Новосибирск, 1993.
– 187 с.
67 Фребель Ф.
Воспитание человека.
Избранные сочинения.
В 2 т.
– М.: Изд-во Тихомирова, 1913.
– Т.1.
– С.
53 / 359 с.


[стр.,42]

42 образующими культуру.
Это означает, что он должен научиться социально и значимо включаться в систему общественного производства, участвовать в разделении труда, строить деятельность в соответствии с нормативными характеристиками, уметь кооперироваться с другими специалистами и т.
д.
С точки же зрения идеи образования, личность должна овладеть "высшей" реальностью
научиться осознавать меру своих способностей и смысл своей жизнедеятельности, строить ее на сознательной основе, выработать мировоззрение, понять свое человеческое назначение в жизни и т.
п.
Но можно ли так расширять понятие образования до идеала? Думаем, что можно и именно как идеал.
В решающих, критических точках движения культуры идеалы образования и жизни отчасти должны совпадать.

Однако существует и много других определений образования.
Есть авторы, сближающие образование с обучением, т.
е.
связывающие образованность с внутренним итогом образования, который они трактуют как владение различными типами знания.
Это, как отмечает Н.
Лебедева, ставит в уязвимое положение такие моменты образования, как общение, эмоции, переживания, а также оставляет открытым вопрос об эстетическом и религиозном опыте.
С другой стороны, существуют весьма широкие трактовки образования как становления личности или подготовки к жизни, разделяемые и автором.
Но и они подвергаются критике.
Поэтому ряд авторов пришли к выводу, что бесполезно пытаться определить понятие образования, которое используется в столь многообразных значениях.
Вряд ли с этим можно согласиться.
Другое дело, что рост числа определений и концепций образования заставляет вырабатывать новые подходы.
В частности, можно заметить, что большинство теоретиков образования и философов, характеризуя его, исходят из признания исключительно собственных педагогических реальностей, истин и подходов, поэтому все остальные подходы или замалчиваются, или отвергаются.
В то же время, например, P.
Диарден считает, что философия образования не нуждается в единой парадигме, что имеют место как разные подходы в педагогической науке, так и разные педагогические практики68 .
С этим можно согласиться.
Так же как отчасти и с определением задач философии образования, которая, как пишет Диарден, должна заниматься прояснением значений, исследованием концептуальных возможностей и определением того, что является необходимым, а что случайным.
Она должна выявлять бездоказательность, ложные притязания и непоследовательность.
Она должна выводить следствия, привлекать внимание к незамеченным 68 См.: Dearden R.F.
Theory and Practice in Education // Journal of Philosophy of Education.
– 1980.
– vol.
14, №1.

[Back]