Проверяемый текст
Булдаков С.К., Субетто А.И. Философия и методология образования: Научное издание. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. – 444 с
[стр. 21]

Однако существует и много других определений образования.
Есть авторы, сближающие образование с обучением, т.
е.
связывающие образованность с внутренним итогом образования, который они трактуют как владение различными типами знания.
Это, как отмечает Н.
Лебедева, ставит в уязвимое положение такие моменты образования, как общение, эмоции, переживания, а также оставляет открытым вопрос об эстетическом и религиозном опыте.
С другой стороны, существуют весьма широкие трактовки образования как становления личности или подготовки к жизни, разделяемые и автором.
Но и они подвергаются критике.
Поэтому ряд авторов пришли к выводу, что бесполезно пытаться определить понятие образования, которое используется в столь многообразных значениях
(см.
там же, с.
464 ).
Вряд ли с этим можно согласиться.
Другое дело, что рост числа определений и концепций образования заставляет вырабатывать новые подходы.
В частности, можно заметить, что большинство теоретиков
Ф образования и философов, характеризуя его, исходят из признания исключительно собственных педагогических реальностей, истин и подходов, поэтому все остальные подходы или замалчиваются, или отвергаются.
В то же время, например,
Р.
Диарден считает, что философия образования не нуждается в единой парадигме, что имеют место как разные подходы в педагогической науке, так и разные педагогические практики (
см.

139, 325).
С этим можно согласиться.
Так же как отчасти и с определением задач философии.образования, которая, как пишет Диарден, должна заниматься прояснением значений, исследованием концептуальных возможностей и
щ определением того, что является необходимым, а что случайным.
Она должна выявлять бездоказательность, ложные притязания и непоследовательность.
Она должна выводить следствия, привлекать внимание к незамеченным
альтернативам и проверять предположения.
Она должна проверять надежность обоснования, привлекать внимание к незаслуженно игнорируемым областям.
Она должна прояснять идеалы и
[стр. 42]

42 образующими культуру.
Это означает, что он должен научиться социально и значимо включаться в систему общественного производства, участвовать в разделении труда, строить деятельность в соответствии с нормативными характеристиками, уметь кооперироваться с другими специалистами и т.
д.
С точки же зрения идеи образования, личность должна овладеть "высшей" реальностью – научиться осознавать меру своих способностей и смысл своей жизнедеятельности, строить ее на сознательной основе, выработать мировоззрение, понять свое человеческое назначение в жизни и т.
п.
Но можно ли так расширять понятие образования до идеала? Думаем, что можно и именно как идеал.
В решающих, критических точках движения культуры идеалы образования и жизни отчасти должны совпадать.
Однако существует и много других определений образования.
Есть авторы, сближающие образование с обучением, т.
е.
связывающие образованность с внутренним итогом образования, который они трактуют как владение различными типами знания.
Это, как отмечает Н.
Лебедева, ставит в уязвимое положение такие моменты образования, как общение, эмоции, переживания, а также оставляет открытым вопрос об эстетическом и религиозном опыте.
С другой стороны, существуют весьма широкие трактовки образования как становления личности или подготовки к жизни, разделяемые и автором.
Но и они подвергаются критике.
Поэтому ряд авторов пришли к выводу, что бесполезно пытаться определить понятие образования, которое используется в столь многообразных значениях.

Вряд ли с этим можно согласиться.
Другое дело, что рост числа определений и концепций образования заставляет вырабатывать новые подходы.
В частности, можно заметить, что большинство теоретиков
образования и философов, характеризуя его, исходят из признания исключительно собственных педагогических реальностей, истин и подходов, поэтому все остальные подходы или замалчиваются, или отвергаются.
В то же время, например,
P.
Диарден считает, что философия образования не нуждается в единой парадигме, что имеют место как разные подходы в педагогической науке, так и разные педагогические практики68 .
С
этим можно согласиться.
Так же как отчасти и с определением задач философии образования, которая, как пишет Диарден, должна заниматься прояснением значений, исследованием концептуальных возможностей и
определением того, что является необходимым, а что случайным.
Она должна выявлять бездоказательность, ложные притязания и непоследовательность.
Она должна выводить следствия, привлекать внимание к незамеченным
68 См.: Dearden R.F.
Theory and Practice in Education // Journal of Philosophy of Education.
– 1980.
– vol.
14, №1.


[стр.,43]

43 альтернативам и проверять предположения.
Она должна проверять надежность обоснования, привлекать внимание к незаслуженно игнорируемым областям.
Она должна прояснять идеалы и
артикулировать новые гипотетические концепции, помещать предмет в более широкий контекст69 .
Обратим внимание еще на один момент: исследователи, характеризуя образование, исходят не только из разных подходов и представлений, но часто слабо дифференцируют модальности своего мышления.
Они не различают, где речь идет о существующей практике образования или существующих теоретических педагогических представлениях, где имеются в виду идеалы образования и, наконец, где говорится прежде всего об интенции, работе по изменению каких-то аспектов образования.
Как правило, все эти три плана или модуса мышления отождествляются в рассуждении или осознаются весьма слабо.
Выше мы отмечали, что И.
Гербарт одним из первых начал говорить о педагогическом мышлении.
Для последнего характерно использование определенных понятий и представлений.
Не менее характерна для педагогического мышления методическая установка.
Проблема целей, средств и особенностей воспитания всегда была центральной в философско-педагогическом знании.
Ученые пытались не только раскрыть смысл этих понятий, но и рассмотреть возможные противоречия между этими составляющими педагогической деятельности.
В настоящее время, пишет Дж.
Паувер, науки о воспитании и обучении людей как никогда сильны.
Однако остаются неразрешенными противоречия относительно целей воспитания, образования и просвещения70 .
И это действительно так.
Сегодня в философии образования дискутируются самые разные цели образования, начиная от античных.
И все же, пожалуй, только с Я.А.
Коменского эта проблема стала обсуждаться в явном виде.
Именно последний утверждал, что цель образования – воспитание знающего человека (знающего все науки, искусства и языки).
От знающего человека, конечно, было еще далеко до специалиста, но уже недалеко до усвоения знаний и научного предмета как основного содержания образования.
Во времена Песталоцци и Фребеля цель образования видели в воспитании человека культуры – и знающего, и способного, и духовного (религиозного).
Однако уже во второй половине XIX столетия и особенно в XX столетии духовного человека культуры стал заслонять специалист.
Актуальной становится точка зрения, высказанная М.Вебером, о том, что система образования должна быть ориентирована на стремление к высококвалифицированным 69 Там же.
70 См.: Power E.J.
Philjsjphy of Education: Studies in Philosophy, Schooling and Education Policies.
– N.Y., 1982.


[стр.,195]

195 мировоззренческих ценностей.
Таким образом, глобальные экологические, социальные, культурные, этические критерии должны быть введены внутрь обучения, в само тело естественных, математических, технических, управленческих дисциплин.
Опять-таки, средняя и высшая школа сами по такому пути не пойдут: слишком велика инерция антропной сферы.
Только союз и упорная воля интеллектуальных сообществ, государственной и местной администрации, прогрессивных педагогов, попечителей, общественного мнения смогут совершить этот поворот.
О сочетании специфических этнокультурных традиций и общечеловеческих ценностей в образовании уже говорилось.
Также было сказано выше о формировании социальной, культурной, экономической ответственности всех граждан, что важно для всеобщего образования.
Образование, говорит Н.Н.
Пахомов, есть мост, ведущий к новому устройству нашего культурного мира, так как только переводя каждого по этому мосту, можно что-то изменить в человеке"263 .
Второй сценарий.
Плюрализм культур не позволит выйти на единую систему образования.
Напротив, расхождение и даже диалогическое противостояние разных систем образования будет усиливаться.
Причем, естественно, и в практическом плане, и в сфере сознания.
Сегодня большинство теоретиков и философов образования, характеризуя образование, исходят из признания одной педагогической реальности, истины и подхода (парадигмы), а именно их собственных, поэтому все остальные подходы или замалчиваются, или отвергаются.
В то же время, например,
немецкий исследователь образования Диарден считает, что философия образования не нуждается в единой парадигме, что имеют место как разные подходы в педагогической науке, так и разные педагогические практики264 .
Мы с этим абсолютно согласны, так же как отчасти и с определением задач философии образования, которая, как пишет Диарден, должна заниматься "прояснением значений, исследованием концептуальных возможностей и определением того, что является необходимым, а что – случайным.
Она должна выявлять бездоказательность, ложные притязания и непоследовательность.
Она должна выводить следствия, привлекать внимание к незамеченным альтернативам и проверять предположения.
Она должна проверять надежность обоснования, привлекать внимание к незаслуженно игнорируемым областям.
Она должна прояснять идеалы и
артикулировать 263 См.: Розов Н.С.
Структура цивилизации и тенденции мирового развития.
– Новосибирск, 1992.
– с.
192–193 / 264 с.
264 См.: Dearden R.F.
Theory and Practice in Education // Journal of Philosophy of Education.
– 1980.
– vol.
14, №1.

[Back]