Проверяемый текст
Булдаков С.К., Субетто А.И. Философия и методология образования: Научное издание. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. – 444 с
[стр. 22]

артикулировать новые гипотетические концепции, помещать предмет в более широкий контекст ( см.
там же, с.
327).
Обратим внимание еще на один момент:
исследователи, характеризуя образование, исходят не только из разных подходов и представлений, но часто слабо дифференцируют модальности своего мышления.
Они не различают, где речь идет о существующей практике образования или существующих теоретических педагогических представлениях, где имеются в виду идеалы образования и, наконец, где говорится прежде всего об интенции, работе по изменению каких-то аспектов образования.
Как правило, все эти три плана или модуса мышления отождествляются в рассуждении или осознаются весьма слабо.

Проблема целей, средств и особенностей воспитания всегда была центральной в философско-педагогическом знании.
Ученые пытались не только раскрыть смысл этих понятий, но и рассмотреть возможные противоречия между этими составляющими педагогической деятельности (
л см.
110,23).
Сегодня в качестве целей образования помимо знаний (предметов), профессиональных навыков и способностей указываются и другие.

Так, выделяют три цели: во-первых, обогащение обучающегося знаниями, привитие и развитие способностей ментального порядка, во-вторых, подготовка личности к выполнению его определенных профессиональных обязанностей, в-третьих, воспитание в процессе обучения цивилизованных личностей, т.е.
тех, кто сообразует полученные знания с собственной глубинной душевной потребностью жить в цивилизованном обществе, где
щ могли бы наиболее полно реализоваться свобода и справедливость ( см.
73; 74; 169).
Образованный человек это именно человек, а не только специалист или личность, причем человек культурный, подготовленный к жизни.
Подготовленный не только к нормальной жизни и отлаженному производству, но и к испытаниям, к сменам образа жизни, к изменениям.
[стр. 43]

43 альтернативам и проверять предположения.
Она должна проверять надежность обоснования, привлекать внимание к незаслуженно игнорируемым областям.
Она должна прояснять идеалы и артикулировать новые гипотетические концепции, помещать предмет в более широкий контекст69 .
Обратим внимание еще на один момент: исследователи, характеризуя образование, исходят не только из разных подходов и представлений, но часто слабо дифференцируют модальности своего мышления.
Они не различают, где речь идет о существующей практике образования или существующих теоретических педагогических представлениях, где имеются в виду идеалы образования и, наконец, где говорится прежде всего об интенции, работе по изменению каких-то аспектов образования.
Как правило, все эти три плана или модуса мышления отождествляются в рассуждении или осознаются весьма слабо.

Выше мы отмечали, что И.
Гербарт одним из первых начал говорить о педагогическом мышлении.
Для последнего характерно использование определенных понятий и представлений.
Не менее характерна для педагогического мышления методическая установка.
Проблема целей, средств и особенностей воспитания всегда была центральной в философско-педагогическом знании.
Ученые пытались не только раскрыть смысл этих понятий, но и рассмотреть возможные противоречия между этими составляющими педагогической деятельности.

В настоящее время, пишет Дж.
Паувер, науки о воспитании и обучении людей как никогда сильны.
Однако остаются неразрешенными противоречия относительно целей воспитания, образования и просвещения70 .
И это действительно так.
Сегодня в философии образования дискутируются самые разные цели образования, начиная от античных.
И все же, пожалуй, только с Я.А.
Коменского эта проблема стала обсуждаться в явном виде.
Именно последний утверждал, что цель образования – воспитание знающего человека (знающего все науки, искусства и языки).
От знающего человека, конечно, было еще далеко до специалиста, но уже недалеко до усвоения знаний и научного предмета как основного содержания образования.
Во времена Песталоцци и Фребеля цель образования видели в воспитании человека культуры – и знающего, и способного, и духовного (религиозного).
Однако уже во второй половине XIX столетия и особенно в XX столетии духовного человека культуры стал заслонять специалист.
Актуальной становится точка зрения, высказанная М.Вебером, о том, что система образования должна быть ориентирована на стремление к высококвалифицированным 69 Там же.
70 См.: Power E.J.
Philjsjphy of Education: Studies in Philosophy, Schooling and Education Policies.
– N.Y., 1982.


[стр.,44]

44 специальным знаниям в противовес широко распространенному и расплывчатому представлению о "культурном человеке".
В конце концов, в первой половине ХХ столетия возобладала именно эта точка зрения, была она подкреплена и авторитетом психологии, утверждавшей, что целью образования является развитие навыков, способностей и умений индивида, а также развитие личности, эффективно действующей в производстве.
Но уже после второй мировой войны стала видна неудовлетворительность подобного подхода.
Сегодня в качестве целей образования помимо знаний (предметов), профессиональных навыков и способностей указываются и другие.

Например, Джон Э.Смит пишет о трех целях: во-первых, обогащение обучающегося знаниями, привитие и развитие способностей ментального порядка, во-вторых, подготовка личности к выполнению его определенных профессиональных обязанностей, в-третьих, воспитание в процессе обучения цивилизованных личностей, т.е.
тех, кто сообразует полученные знания с собственной глубинной душевной потребностью жить в цивилизованном обществе, где
могли бы наиболее полно реализоваться свобода и справедливость71 .
Впрочем и способности ментального характера понимаются сегодня иначе.
Если в классическом понимании, отмечает Ж.Буто, это способность сознавать действительность, раз и навсегда данную, то для нас это, скорее, способность к адаптации.
"Фундаменталисты" (одно из направлений реформирования школы), в частности, трактуют адаптацию так: "строгое соединение школы с жизнью", "адаптация к требованиям научной и социальной революции", "инкорпорация в интенсивный поток современной жизни".
Более конкретно речь идет о развитии когнитивных потребностей и интересов, доведении содержания учебных программ до уровня требований современности, что, среди прочего предполагает образование в областях экологического мышления, сохранения мира, воспитания независимого мышления, подготовки к семейной жизни, готовности к инновациям72 .
Обратим внимание еще на один момент.

Образованный человек – это именно человек, а не только специалист или личность, причем человек культурный, подготовленный к жизни.
Подготовленный не только к нормальной жизни и отлаженному производству, но и к испытаниям, к сменам образа жизни, к изменениям.

Нельзя предполагать, что в эпоху всеобщего кризиса культуры, мучительного образования элементов новой культуры, глобальных преобразований и сдвигов мы или наши дети избегут изменений, проблем, болезненных метаморфоз.
Подобно тому как стало естественным образовательное требование, связанное с умением 71 См.: Smith J.E.
Three – Dimensional Education // Education.
Values.
– N.Y.; London, 1980.
– 107р.
72 См.: Boutaud J.
Querelle D’ecole(s) on Alain, Piaget et les autres.
– Paris, 1981.

[Back]