Проверяемый текст
Булдаков С.К., Субетто А.И. Философия и методология образования: Научное издание. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. – 444 с
[стр. 23]

Нельзя предполагать, что в эпоху всеобщего кризиса культуры, мучительного образования элементов новой культуры, глобальных преобразований и сдвигов мы или наши дети избегут изменений, проблем, болезненных а метаморфоз.
Подобно тому, как стало естественным образовательное требование, связанное с умением
обучаться и переучиваться, должно стать естественным требование для образованного человека быть готовым к испытаниям, к неоднократной смене своих представлений, мировоззрения, мироощущения.
Поэтому содержание современного образования не может быть сведено к знаниям и предметам, а технология образования
—к обучению знаниям и пассивному усвоению их.
В ходе образования человек должен осваивать не знания, а собственно мышление, его методы.
Только так можно решить проблему выбора нужных учебных содержаний.
Для этого * необходимо создать на основе современных рефлексивных дисциплин (истории науки, науковедения, методологии, философии и т.д.) принципиально другие учебные содержания и предметы (
см.
90,462).
Не менее важно учесть требование, вытекающее из самого духа нашего времени, а именно: образовательные воздействия должны быть с определенного периода индивидуальными, т.е.
обеспечивать свободу выбора,
т индивидуальность образовательного пути для личности.
Начиная с подросткового возраста, складывается личность человека, для которой характерны стремление к самостоятельному поведению, формирование
Яр концепции, индивидуального мироощущения, определенной работы над _собой, в результате чего возникает в человеке разум (так сказать, «человек в человеке»).
С этого периода человек уже не может воспринимать образование просто как нечто данное ему от рождения, подобно пище, воздуху или условиям жизни, он вырабатывает к образованию собственное отношение.
Более того, он может начать образовывать сам себя.
Подобныйщ шаг знаменует смыкание образования с самообразованием.
Не менее существенно, что переход к самообразованию связан с иным типом психологического изменения: образование через самообразование
[стр. 44]

44 специальным знаниям в противовес широко распространенному и расплывчатому представлению о "культурном человеке".
В конце концов, в первой половине ХХ столетия возобладала именно эта точка зрения, была она подкреплена и авторитетом психологии, утверждавшей, что целью образования является развитие навыков, способностей и умений индивида, а также развитие личности, эффективно действующей в производстве.
Но уже после второй мировой войны стала видна неудовлетворительность подобного подхода.
Сегодня в качестве целей образования помимо знаний (предметов), профессиональных навыков и способностей указываются и другие.
Например, Джон Э.Смит пишет о трех целях: во-первых, обогащение обучающегося знаниями, привитие и развитие способностей ментального порядка, во-вторых, подготовка личности к выполнению его определенных профессиональных обязанностей, в-третьих, воспитание в процессе обучения цивилизованных личностей, т.е.
тех, кто сообразует полученные знания с собственной глубинной душевной потребностью жить в цивилизованном обществе, где могли бы наиболее полно реализоваться свобода и справедливость71 .
Впрочем и способности ментального характера понимаются сегодня иначе.
Если в классическом понимании, отмечает Ж.Буто, это способность сознавать действительность, раз и навсегда данную, то для нас это, скорее, способность к адаптации.
"Фундаменталисты" (одно из направлений реформирования школы), в частности, трактуют адаптацию так: "строгое соединение школы с жизнью", "адаптация к требованиям научной и социальной революции", "инкорпорация в интенсивный поток современной жизни".
Более конкретно речь идет о развитии когнитивных потребностей и интересов, доведении содержания учебных программ до уровня требований современности, что, среди прочего предполагает образование в областях экологического мышления, сохранения мира, воспитания независимого мышления, подготовки к семейной жизни, готовности к инновациям72 .
Обратим внимание еще на один момент.
Образованный человек – это именно человек, а не только специалист или личность, причем человек культурный, подготовленный к жизни.
Подготовленный не только к нормальной жизни и отлаженному производству, но и к испытаниям, к сменам образа жизни, к изменениям.
Нельзя предполагать, что в эпоху всеобщего кризиса культуры, мучительного образования элементов новой культуры, глобальных преобразований и сдвигов мы или наши дети избегут изменений, проблем, болезненных
метаморфоз.
Подобно тому как стало естественным образовательное требование, связанное с умением
71 См.: Smith J.E.
Three – Dimensional Education // Education.
Values.
– N.Y.; London, 1980.
– 107р.
72 См.: Boutaud J.
Querelle D’ecole(s) on Alain, Piaget et les autres.
– Paris, 1981.


[стр.,45]

45 обучаться и переучиваться, должно стать естественным требование для образованного человека быть готовым к испытаниям, к неоднократной смене своих представлений, мировоззрения, мироощущения.
Поэтому содержание современного образования не может быть сведено к знаниям и предметам, а технология образования
к обучению знаниям и пассивному усвоению их.
В ходе образования человек должен осваивать не знания, а собственно мышление, его методы.
Только так можно решить проблему выбора нужных учебных содержаний.
Для этого необходимо создать на основе современных рефлексивных дисциплин (истории науки, науковедения, методологии, философии и т.д.) принципиально другие учебные содержания и предметы.

Не менее важно учесть требование, вытекающее из самого духа нашего времени, а именно: образовательные воздействия должны быть с определенного периода индивидуальными, т.е.
обеспечивать свободу выбора,
индивидуальность образовательного пути для личности.
Начиная с подросткового возраста, складывается личность человека, для которой характерны стремление к самостоятельному поведению, формирование
Яконцепции, индивидуального мироощущения, определенной работы над собой, в результате чего возникает в человеке разум (так сказать, "человек в человеке").
С этого периода человек уже не может воспринимать образование просто как нечто данное ему от рождения, подобно пище, воздуху или условиям жизни, он вырабатывает к образованию собственное отношение.
Более того, он может начать образовывать сам себя.
Подобный шаг знаменует смыкание образования с самообразованием.
Не менее существенно, что переход к самообразованию связан с иным типом психологического изменения: образование через самообразование
подчиняется в этом случае целям личностного роста и совершенствования, становится моментом психической активности человека, формой его культурного бытия.
Р.С.
Петерс обращает внимание на то, что цели образования являются теми чертами развития, которые наиболее желательны в данном обществе, и в то же время они, в отличие от идеалов (например, стремления к истине, счастью, бесклассовому обществу и т.д.), должны быть достижимы.
Петерс выделяет основные цели образования.
Вопервых, это ценности, связанные с достижением консенсуса в обществе.
Во-вторых, представления об истине.
В-третьих, ценности, ассоциируемые с достижением личного блага.
В-четвертых, базовые представления, без которых не может функционировать демократическое общество (выполнение контрактов, уважение собственности, свобода личности и т.д.).
В-пятых, это эстетические и религиозные ценности,

[Back]