Проверяемый текст
Булдаков С.К., Субетто А.И. Философия и методология образования: Научное издание. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. – 444 с
[стр. 24]

подчиняется в этом случае целям личностного роста и совершенствования, •становится моментом психической активности человека, формой его культурного бытия (см.
Гаев П.А.
История философско-педагогических* исканий в России в XVIII-XX веках // Саран.
Епарх.
Ведомости.
Саранск, 1998, № 3/4, с .83-84).
Исследователи обращают внимание на то, что цели образования являются теми чертами развития, которые наиболее желательны в данном обществе, и в то же время они, в отличие от идеалов (например, стремления к истине, счастью, бесклассовому обществу и т.д.), должны быть достижимы.
Так, выделяют следующие основные цели образования.
Во-первых, это
•ценности, связанные с достижением консенсуса в обществе.
Во-вторых, представления об истине.
В-третьих, ценности, ассоциируемые с достижением личного блага.
В-четвертых, базовые представления, без которых не может функционировать демократическое общество (выполнение контрактов, уважение собственности, свобода личности и т.д.).
В-пятых, это эстетические и религиозные ценности,
поскольку их культивирование в курсе образования в полной мере способствует формированию представлений о свободе и терпимости (см.
Журавлев В.В.
Педагогика в системе наук о человеке.
М., Педагогика, 1990, с.
112).
Современное образование основано на сциентистско-технологической
9 картине мира, на предложении, что научная рациональность, объективность и поэтому независимость от моральных ценностей являются первичными характеристиками знания.
Чаще всего утверждается, что природа и высшая цель образования только тогда становятся наиболее понятными, когда совершенствование в процессе образования предстает как вспомогательное средство духовного развития человека (см.
Веряскина В.П.
Философия образования и педагогика сотрудничества.
//Синергетика и учебный процесс.
М., 1999, с.
168-169).
Близки к этим, но, конечно, шире цели, провозглашаемые * Вальдорфской педагогикой.
Здесь тоже образование —
вспомогательное
[стр. 45]

45 обучаться и переучиваться, должно стать естественным требование для образованного человека быть готовым к испытаниям, к неоднократной смене своих представлений, мировоззрения, мироощущения.
Поэтому содержание современного образования не может быть сведено к знаниям и предметам, а технология образования – к обучению знаниям и пассивному усвоению их.
В ходе образования человек должен осваивать не знания, а собственно мышление, его методы.
Только так можно решить проблему выбора нужных учебных содержаний.
Для этого необходимо создать на основе современных рефлексивных дисциплин (истории науки, науковедения, методологии, философии и т.д.) принципиально другие учебные содержания и предметы.
Не менее важно учесть требование, вытекающее из самого духа нашего времени, а именно: образовательные воздействия должны быть с определенного периода индивидуальными, т.е.
обеспечивать свободу выбора, индивидуальность образовательного пути для личности.
Начиная с подросткового возраста, складывается личность человека, для которой характерны стремление к самостоятельному поведению, формирование Яконцепции, индивидуального мироощущения, определенной работы над собой, в результате чего возникает в человеке разум (так сказать, "человек в человеке").
С этого периода человек уже не может воспринимать образование просто как нечто данное ему от рождения, подобно пище, воздуху или условиям жизни, он вырабатывает к образованию собственное отношение.
Более того, он может начать образовывать сам себя.
Подобный шаг знаменует смыкание образования с самообразованием.
Не менее существенно, что переход к самообразованию связан с иным типом психологического изменения: образование через самообразование подчиняется в этом случае целям личностного роста и совершенствования, становится моментом психической активности человека, формой его культурного бытия.
Р.С.
Петерс обращает внимание на то, что цели образования являются теми чертами развития, которые наиболее желательны в данном обществе, и в то же время они, в отличие от идеалов (например, стремления к истине, счастью, бесклассовому обществу и т.д.), должны быть достижимы.
Петерс выделяет основные цели образования.
Вопервых, это
ценности, связанные с достижением консенсуса в обществе.
Во-вторых, представления об истине.
В-третьих, ценности, ассоциируемые с достижением личного блага.
В-четвертых, базовые представления, без которых не может функционировать демократическое общество (выполнение контрактов, уважение собственности, свобода личности и т.д.).
В-пятых, это эстетические и религиозные ценности,


[стр.,46]

46 поскольку их культивирование в курсе образования в полной мере способствует формированию представлений о свободе и терпимости73 .
Если для Р.
Петерса религиозные ценности в образовании выступают наряду с другими, то для ряда авторов это главные ценности, определяющие цели и смысл образования.
Они показывают, что современное образование основано на сциентистско-технологической картине мира, на предложении, что научная рациональность, объективность и поэтому независимость от моральных ценностей являются первичными характеристиками знания.
Ими утверждается, что природа и высшая цель образования только тогда становятся наиболее понятными, когда совершенствование в процессе образования предстает как вспомогательное средство духовного развития человека.
Близки к этим, но, конечно, шире цели, провозглашаемые Вальдорфской педагогикой.
Здесь тоже образование
– вспомогательное средство духовного развития человека.
Но духовное развитие понимается в рамках эзотерической доктрины: раскрытие душевных, духовных и телесных способностей, самосознание духовного пути, прохождение этапов пути.
Образование здесь предполагает чередование работы, игры и творческой активности.
Эти виды деятельности, писал Р.Штейнер, неотделимы друг от друга и гармонично перерастают одна в другую.
Вальдорфская система образования стремится достичь как гармонии внутри самого ребенка, так и гармонии человека и окружающего его мира.
В целом современный идеал образованности – это человек, с одной стороны, хорошо подготовленный к жизни, включая готовность преодолевать жизненные кризисы, с другой – активно и осмысленно относящийся к жизни и культуре, в той или иной степени участвующий в их изменении и преобразовании.
Одной своей стороной образование всегда повернуто к человеку, смыкаясь в пределе с самообразованием, с другой – к культуре, и здесь образование выступает как механизм ее эволюции.
Последний момент хотелось бы подчеркнуть особо: образованный человек – это человек, в той или иной степени вносящий в культуру духовность, смысл, т.е.
работающий именно на культуру (эти аспекты современного образования проявляются в требовании гуманизации образования, формирования ответственной личности, этической и нравственной ориентации человека и т.д.) Обсуждение целей, содержания и методов (технологий) современного образования происходит сегодня на фоне процессов гуманизации и гуманитаризации образования.
Но педагоги понимают эти процессы различно.
Мы связываем их прежде всего с идей гуманитарного образования.
Прежде чем перейти к обсуждению природы гуманитарного 73 См.: Peters K.S.
Philosophy of Education.
– L.: Routledge & Kegan Paul, 1983.

[Back]