средство духовного развития человека. Но духовное развитие понимается в рамках эзотерической доктрины: раскрытие душевных, духовных и телесных способностей, самосознание духовного пути, прохождение этапов пути. Образование здесь предполагает чередование работы, игры и творческой активности. Эти виды деятельности неотделимы друг от друга и гармонично перерастают одна в другую. Вальдорфская система образования стремится достичь как гармонии внутри самого ребенка, так и гармонии человека и •окружающего его мира ( см. 161; 162 ). В'целом современный идеал образованности —это человек, с одной стороны, хорошо подготовленный к жизни, включая готовность преодолевать жизненные кризисы, с другой —активно и осмысленно относящийся к жизни и культуре, в той или иной степени участвующий в их изменении и преобразовании. Одной своей стороной образование всегда повернуто к человеку, смыкаясь в пределе с самообразованием, с другой к культуре, и здесь образование выступает как механизм ее эволюции. Последний момент хотелось бы подчеркнуть особо: образованный человек —это человек, в той -или иной степени вносящий в культуру духовность, смысл, т.е. работающий именно*на культуру (эти аспекты современного образования проявляются в требовании гуманизации образования, формирования ответственной личности, этической и нравственной ориентации человека и т.д.). ( см. Лежников В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути. (Философский аспект). Автореф. дисс. д-ра филос.наук. М., 1996, с. 32). Обсуждение целей, содержания и методов (технологий) современного образования происходит сегодня на фоне процессов гуманизации и гуманитаризации образования. Но прежде всего необходимо пояснить, что, с •нашей точки зрения, нужно понимать под гуманитарным мышлением, * гуманитарным познанием, гуманитарной культурой ( см. Картамышева Н.В. Философия и некоторые проблемы гуманитаризации высшего педагогического образования// Наука и философия на рубеже тысячелетий: перспективы и горизонты. Курск, 1995, с. 91). |
46 поскольку их культивирование в курсе образования в полной мере способствует формированию представлений о свободе и терпимости73 . Если для Р. Петерса религиозные ценности в образовании выступают наряду с другими, то для ряда авторов это главные ценности, определяющие цели и смысл образования. Они показывают, что современное образование основано на сциентистско-технологической картине мира, на предложении, что научная рациональность, объективность и поэтому независимость от моральных ценностей являются первичными характеристиками знания. Ими утверждается, что природа и высшая цель образования только тогда становятся наиболее понятными, когда совершенствование в процессе образования предстает как вспомогательное средство духовного развития человека. Близки к этим, но, конечно, шире цели, провозглашаемые Вальдорфской педагогикой. Здесь тоже образование – вспомогательное средство духовного развития человека. Но духовное развитие понимается в рамках эзотерической доктрины: раскрытие душевных, духовных и телесных способностей, самосознание духовного пути, прохождение этапов пути. Образование здесь предполагает чередование работы, игры и творческой активности. Эти виды деятельности, писал Р.Штейнер, неотделимы друг от друга и гармонично перерастают одна в другую. Вальдорфская система образования стремится достичь как гармонии внутри самого ребенка, так и гармонии человека и окружающего его мира. В целом современный идеал образованности – это человек, с одной стороны, хорошо подготовленный к жизни, включая готовность преодолевать жизненные кризисы, с другой – активно и осмысленно относящийся к жизни и культуре, в той или иной степени участвующий в их изменении и преобразовании. Одной своей стороной образование всегда повернуто к человеку, смыкаясь в пределе с самообразованием, с другой – к культуре, и здесь образование выступает как механизм ее эволюции. Последний момент хотелось бы подчеркнуть особо: образованный человек – это человек, в той или иной степени вносящий в культуру духовность, смысл, т.е. работающий именно на культуру (эти аспекты современного образования проявляются в требовании гуманизации образования, формирования ответственной личности, этической и нравственной ориентации человека и т.д.) Обсуждение целей, содержания и методов (технологий) современного образования происходит сегодня на фоне процессов гуманизации и гуманитаризации образования. Но педагоги понимают эти процессы различно. Мы связываем их прежде всего с идей гуманитарного образования. Прежде чем перейти к обсуждению природы гуманитарного 73 См.: Peters K.S. Philosophy of Education. – L.: Routledge & Kegan Paul, 1983. |