Во-первых, это всегда оппозиция негуманитарным явлениям (естественной науке, первой природе, технической культуре и т. д.). Если для естественной науки характерно использующее (техническое) отношение к природе, позволяющее прогнозировать и овладевать ее процессами (энергиями, материалами), то для гуманитарной науки связь с техникой Ф (инженерией), установка на моделирование и предсказание поведения изучаемого объекта (опять же в технических целях) не характерны. Точнее, эти моменты имеют в ней место наряду с другими как одни из возможных, но достаточно редко встречающихся научных ценностей. Ведь объект изучения гуманитарной науки не объект природы, а духовные и культурные явления, т. е. феномены, так или иначе связанные с человеком или обществом. Можно ли к ним подходить с позиций технического использования и творения, можно ли так ставить задачу, как мы ее ставим в естественной науке (т. е. * создать на основе научных знаний, только уже не механизм, машину, орудие,* как в естественной науке, а человека или общество с наперед заданными характеристиками)? Подобная постановка вопроса, да и то в ограниченномФ смысле, как показывает М. Бахтин, может иметь место, но не относительно личности или общества, а относительно «специалиста», относительно «части личности», подчиненной законам производственного взаимодействия. Гуманитарного же ученого интересуют другие области употребления научных знаний, а именно те, которые позволяют понять другого человека (человека иной культуры, личность художника, ученого, политика и т. д.), объяснить определенный духовный феномен (без установки на его улучшение или перевоссоздание), внести новый смысл в определенную область культуры либо деятельности (т. е. задать новый культурный процессщ или повлиять на существующий). Во всех этих и сходных с ними случаях гуманитарная наука ориентируется не на технику, а на другие, если так можно сказать, гуманитарные виды деятельности и практику (педагогику, критику, художественное творчество, эстетическое образование, самообразование человека и т. д.). ( см. 14,56 ). |
47 образования, необходимо пояснить, что, с нашей точки зрения, нужно понимать под гуманитарным мышлением, гуманитарным познанием, гуманитарной культурой. Во-первых, это всегда оппозиция негуманитарным явлениям (естественной науке, первой природе, технической культуре и т. д.). Если для естественной науки характерно использующее (техническое) отношение к природе, позволяющее прогнозировать и овладевать ее процессами (энергиями, материалами), то для гуманитарной науки связь с техникой (инженерией), установка на моделирование и предсказание поведения изучаемого объекта (опять же в технических целях) не характерны. Точнее, эти моменты имеют в ней место наряду с другими как одни из возможных, но достаточно редко встречающихся научных ценностей. Ведь объект изучения гуманитарной науки не объект природы, а духовные и культурные явления, т. е. феномены, так или иначе связанные с человеком или обществом. Можно ли к ним подходить с позиций технического использования и творения, можно ли так ставить задачу, как мы ее ставим в естественной науке (т. е. создать на основе научных знаний, только уже не механизм, машину, орудие, как в естественной науке, а человека или общество с наперед заданными характеристиками)? Подобная постановка вопроса, да и то в ограниченном смысле, как показывает М. Бахтин, может иметь место, но не относительно личности или общества, а относительно "специалиста", относительно "части личности", подчиненной законам производственного взаимодействия. Гуманитарного же ученого интересуют другие области употребления научных знаний, а именно те, которые позволяют понять другого человека (человека иной культуры, личность художника, ученого, политика и т. д.), объяснить определенный духовный феномен (без установки на его улучшение или перевоссоздание), внести новый смысл в определенную область культуры либо деятельности (т. е. задать новый культурный процесс или повлиять на существующий). Во всех этих и сходных с ними случаях гуманитарная наука ориентируется не на технику, а на другие, если так можно сказать, гуманитарные виды деятельности и практику (педагогику, критику, художественное творчество, эстетическое образование, самообразование человека и т. д.). Если знания естественных наук рассматриваются как объективные, фиксирующие законы природы, то знания гуманитарных наук считаются рефлексивными, это знания о самих знаниях (мысль о мыслях, тексты о текстах и т. д.). "В гуманитарных науках, – пишет Г. Д. Гачев, – есть эта разнообъемность объекта и субъекта знаний: человеческий дух и культура, им созданные, познаются человеческим духом и культурой; а |