Проверяемый текст
Булдаков С.К., Субетто А.И. Философия и методология образования: Научное издание. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. – 444 с
[стр. 28]

способствуют преодолению не только натурализма философского мышления, но и выработке совершенно другого, нетрадиционного принципа научногощ познания.
Смысл его в том, что познающий субъект становится в определенной мере зависимым от изучаемого духовного (жизненного) явления, влияет на него, вступает с ним во взаимоотношения (
см.
163, 3436).
Если М.
Бахтин подчеркивает и анализирует диалогический характер сознания и речи исследователя и исследуемого, то В.
Библер показывает, что всей культуре присущ диалогический характер, что проявляется затем и в сознании человека.
Важно также, что с самой первой своей работы М.
Бахтин провозглашает принцип «сплошной» ответственности ученого перед жизнью, т.
е.
связывает гуманитарное познание с духовной работой.

Еще более решительно движется в этом направлении М.
К.
Мамардашвили (
см.
16; 17).
Известно, что современная культура переживает глубокий кризис.
Основной вопрос, который возникает в связи с такой оценкой культурной ситуации (если с подобной оценкой соглашаться), состоит в следующем: Как современная гуманитарная наука должна реагировать на кризис культуры? Один ответ таков: да никак, не дело ученых способствовать преодолению кризиса культуры, у них свои профессиональные задачи и заботы.
Если же они этим начинают заниматься, то рано или поздно депрофессионализируются.
Другой ответ прямо противоположный: гуманитарно-ориентированные исследователи, но, конечно, не они одни, должны способствовать преодолению кризиса цивилизации, способствовать образованию новой культуры, более человечной и духовной (
см.
Карлов Е.В.
Преобразование образования // Вопросы философии, 1998, № 11, с.
19).
Нужно заметить, что за спором о назначении гуманитарной науки в нашей культуре скрывается более общая проблема и оппозиция технической и гуманитарной культур.
Представители технической культуры исходят из убеждений, что мир подчиняется законам природы, которые можно познать, а, познав, затем поставить на службу человеку.
Они убеждены, что в мире
[стр. 48]

48 сам акт такого познания есть новый акт творчества в человеческом космосе, строительство духа и культуры"74 .
Не менее существенно, что объект изучения гуманитарных наук является в определенном смысле "жизненным", "активным" в отношении познающего субъекта.
Объекты гуманитарных наук активно относятся к гуманитарному знанию.
Они изменяют свою природу в зависимости от того, что это знание утверждает.
Знания гуманитарной науки создают для таких объектов рефлексивное отражение, образ, который они принимают или нет.
По механизму подобное явление и изменение – это сложный процесс, включающий по меньшей мере две стадии: осознание природы изучаемого гуманитарного явления и изменение его жизни в результате внедрения в объект (ассимиляция объектом) новых гуманитарных знаний и представлений.
Одновременно и сам исследователь как активное живое существо находится в тех или иных отношениях (реальных или мыслимых) с изучаемым им явлением.
Он как бы уступает изучаемому объекту часть своих прав: позволяет ему свободно высказываться, "высвобождает" ему место для активности и развития, отказывается от монологичности в пользу диалога и т.
п.
Указанные здесь установки гуманитарного познания начали складываться уже в конце XIX столетия.
Пионером в этой области, как известно, был В.
Дильтей.
После работ Дильтея началась планомерная критика и естественнонаучных установок познания, и идеи независимости, неизменности познающего субъекта.
Эта линия продолжается вплоть до наших дней.
Помимо исследований по герменевтике, влияния работ Гуссерля, исследований Фуко в нашей стране можно указать, например, на исследования М.
Бахтина, В.
С.
Библера, М.
К.
Мамардашвили.
Идеи диалогического мышления, развитые в работах М.
Бахтина и В.
Библера, способствуют преодолению не только натурализма философского мышления, но и выработке совершенно другого, нетрадиционного принципа научного познания.
Смысл его в том, что познающий субъект становится в определенной мере зависимым от изучаемого духовного (жизненного) явления, влияет на него, вступает с ним во взаимоотношения.

Если М.
Бахтин подчеркивает и анализирует диалогический характер сознания и речи исследователя и исследуемого, то В.
Библер показывает, что всей культуре присущ диалогический характер, что проявляется затем и в сознании человека.
Важно также, что с самой первой своей работы М.
Бахтин провозглашает принцип "сплошной" ответственности ученого перед жизнью, т.
е.
связывает гуманитарное познание с духовной работой.

74 Гачев Г.
О возможном содействии гуманитарных наук развитию естественных / Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук.
– М.: Наука, 1981.
– С.
123 / 360 с.


[стр.,49]

49 Еще более решительно движется в этом направлении М.
К.
Мамардашвили.

Он был философом экзистенциального толка, понимавшим свою жизнь, философскую работу, философское познание как духовный путь, сознающий себя в лоне христианской культуры, продумывающий идеи Христа, Человека, Истины.
Обсуждая творчество Марселя Пруста, М.
Мамардашвили писал: "Самое главное, в тексте Пруста наглядно виден путь человека.
А "Путь", по определению, если брать это слово с большой буквы, это Путь, по которому человек выходит из какой-то темноты: из темноты своей жизни, из темноты впечатлений, из темноты существующих обычаев, из темноты существующего социального строя, из темноты существующей культуры, своего "Я", ее носителя, и должен пойти куда-то, куда светит указующая стрелка его уникального личного опыта...
И вся жизнь в каком-то смысле состоит в том, способен ли человек раскрутить до конца то, что с ним на самом деле случилось, что он на самом деле испытывает и что за история вырастает из его предназначения"75 .
Интересно, что ясная для М.
Бахтина и М.
Мамардашвили идея зависимости познания от духовной работы только начинает обсуждаться в отечественной и зарубежной гуманитарной науке.
И вот в связи с чем.
Известно, что современная культура переживает глубокий кризис.
Основной вопрос, который возникает в связи с такой оценкой культурной ситуации (если с подобной оценкой соглашаться), состоит в следующем: Как современная гуманитарная наука должна реагировать на кризис культуры? Один ответ таков: да никак, не дело ученых способствовать преодолению кризиса культуры, у них свои профессиональные задачи и заботы.
Если же они этим начинают заниматься, то рано или поздно депрофессионализируются.
Другой ответ прямо противоположный: гуманитарно ориентированные исследователи, но, конечно, не они одни, должны способствовать преодолению кризиса цивилизации, способствовать образованию новой культуры, более человечной и духовной.

Нужно заметить, что за спором о назначении гуманитарной науки в нашей культуре скрывается более общая проблема и оппозиция технической и гуманитарной культур.
Представители технической культуры исходят из убеждений, что мир подчиняется законам природы, которые можно познать, а, познав, затем поставить на службу человеку.
Они убеждены, что в мире
действуют рациональные отношения, что все (не исключая и самого человека) можно спроектировать, построить, что явления объективны и "прозрачны" (в том смысле, что их природа и строение рано или поздно могут быть постигнуты человеком).
Подобными 75 Мамардашвили М.К.
Как я понимаю философию.
– М.: Прогресс, 1990.
– С.
155–156.

[Back]