направлению; философская экспертиза образовательных программ ( см.88, 342). Постепенно это общество начинает выполнять заявленные цели, издается ряд книг, публикуются статьи. Постепенно, философия образования оформляется, как учебный курс вводится в университеты США и Канады, а потом им других стран ( см. 98,312 ). В России же к проблеме философии образования вернулись лишь в начале 90х годом, причем в связи с тем, что ЮНЕСКО объявило одной из приоритетных задач, разработку концепции философии образования 21-го * века. Под это программу были выделены деньги и ею занялись чешские и российские специалисты. И в 1992 годы вышла книга «Философия образования 21 века», которая, является сборником статей, с симпозиума проведенного по результатам выполнения данной программы. В 1993 году в .России прошла крупная конференция, по этой теме, в ней приняли участие специалисты из разных стран, в том числе и из США и Канады. Только перечисление названий некоторых докладов, вынесенных на эту конференцию, говорит о научной масштабности, междисциплинарности и значимости для образования тематики этой конференции, например, «Философия образования в России, статус проблемы перспективы», «Педагогическая теория как обоснование педагогической практики», «Философия и политика развития образования в демократическом обществе», «Образование и права человека», «Обоснование образования в .демократическом обществе». В конце девяностых годов в журналах «Педагогика» и «Вопросы философии» были проведены круглые столы по данной теме ( см. 161,342 ). Теперь 'следует ответить, на вопрос, почему же необходимо заниматься вопросами философии образования. Во-первых, необходимо разработать концепцию образования 21-го века, и философия образования может помочь в этом. А во-вторых есть специалисты, которые доказывают, что разработка |
книги автор говорит о необходимости развития философии образования и пишет, о том, что даже самые частные вопросы педагогики относятся в своих основах к чисто философским проблемам, и борьба различных педагогических течений есть отражение борьбы философских предположений. То есть С.И. Гессен полагал, что любая педагогическая проблема, своими корнями уходит в философию. В некоторой мере с этим можно согласится, так как сама педагогика заразилась в недрах философии. Так как философы древности (Аристотель Конфуций, Платон…), и философы современности (Кант, Гегель). Вплотную занимались в том числе и образования. Более того, И. Кант прочитал 4 лекции о педагогике в Кенегсберском университете, и они изданы в печатном виде. После С.И.Гессена термин философия образования исчезает и появляется в России в 70-80 годы 20го века. Причем этот термин проявляется в это время в основном в контексте критики западной концепции философии образования. Причем многие из тех, кто в 80 годы ругал это направление, сейчас всеми силами пытаются его восхвалять. На западе же в начале 20-х годов Дьюи издал книжку: “Философия воспитания”. В 40-х годы в Колумбийском университете США создается общество по философии образования. Это общество поставило перед собой следующие цели: 1. Исследование философских вопросов образования; 2. Налаживание сотрудничества между философами и педагогами; 3. Подготовка учебных курсов по философии образования; 4. Подготовка кадров по этому направлению; 5. Философская экспертиза образовательных программ. Постепенно это общество начинает выполнять заявленные цели, издается ряд книг, публикуются статьи. Постепенно, философия образования оформляется, как учебный курс вводится в университеты США и Канады, а потом им других стран. В России же к проблеме философии образования вернулись лишь в начале 90х годом, причем в связи с тем, что ЮНЕСКО объявило одной из приоритетных задач, разработку концепции философии образования 21-го века. Под это программу были выделены деньги и ею занялись чешские и российские специалисты. И в 1992 годы вышла книга “Философия образования 21 века”, которая, является сборником статей, с симпозиума проведенного по результатам выполнения данной программы. В 1993 году в России прошла крупная конференция, по этой теме, в ней приняли участие специалисты из разных стран, в том числе и из США и Канады. Только перечисление названий некоторых докладов, вынесенных на эту конференцию, говорит о научной масштабности, междисциплинарности и значимости для образования тематики этой конференции, например, “Философия образования в России, статус проблемы перспективы”,“Педагогическая теория как обоснование 26 педагогической практики”, “Философия и политика развития образования в демократическом обществе”, “Образование и права человека” , “Обоснование образования в демократическом обществе”. В 1995 году в журналах “Педагогика” и “Вопросы философии” были проведены круглые столы по данной теме. Теперь следует ответить, на вопрос, почему же необходимо заниматься вопросами философии образования. Во-первых, необходимо разработать концепцию образования 21-го века, и философия образования может помочь в этом. А во-вторых есть специалисты, которые доказывают, что разработка данных проблем поможет нам скорее войти в западное педагогическое пространство и наоборот. У термина философия образования есть очень много определений, вот некоторые из них: • Философия образования – научная педагогика или теория образования; • Философия образования – методология педагогической науки; • Философия образования – осмысление образования; • Философия образования – философия, повернутая к образованию; • Философия образования – инструмент анализа педагогической действительности. Таким образом, видно, что подходы довольно разные, от вопросов методологии до осмысления образования в целом. Философия образования решает различные проблемы. Западная точка зрения на философию образования, показана в вышедшей в 1994 году в Оксфорде 12-ти томной энциклопедии образования. В этой энциклопедии разделу философии образования посвящены следующие статьи: • Критическая теория и образование; • Критическое мышление философские вопросы; • Педагогическое управление; • Философия образования исторический обзор; • Философия образования западноевропейские перспективы; • Позитивизм, антипозитивизм и эмпиризм в образовании; • Педагогическое исследование философские вопросы; • Подготовка учителей философские вопросы. Таким образом, видно, что на западе рассматривается как конкретные, частные вопросы, так и общие, глобальные. Причем западной концепции присуще большое количество точек зрения, которые очень часто противоречат друг другу. 27 |