Проверяемый текст
Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.ил.
[стр. 81]

Сейчас в России эта система находится в состоянии становления.
И все* происходящее сейчас это лишь первый опыт, который требует анализа.
Еще можно отметить и то, что философия образования существует не только в широком смысле (элемент общественного сознания), но и как персональный, личностный, для каждого конкретного человека, подход к образованию.
И станет ли такая личная позиция, общественно важной, зависит в первую очередь от самого человека (
см.
Бурова T.JI.
Философия и образование: философия образования// Отечественная философия: русская, Российская, всемирная.
Н.Новгород, 1998, с.
440).
Далее, философию образования можно рассматривать и в ряде явлений, с которыми она взаимодействует, и видеть эти возможности для взаимодействия.
Сами идеи философии образования, своеобразно
трансформируются иногда и в идеи идеологии образования.
Идеология образования влияет на политику образования, а политику образования определяет государство.
Политика образования связанна с теорией, которая в свою очередь связанна с практикой образования.
И таким образом можно видеть цепочку взаимосвязи, этих величин.
Правда, следует учитывать и то, что от философии образования можно провести непосредственную взаимосвязь к теории образования, в некоторой степени миную идеологию ит политику (
см.
119,56 ).
Исходя из вышесказанного можно заключить, что научная педагогика возникла в недрах философии.
Субъектом классической педагогики являлся * и является ребенок.

Философия образования по объему содержит диапазон проблем от вопросов методологии до осмысления образования в целом.
Термина философия образования (философия, повернутая к образованию) включает в себя: научную педагогику (теорию образования), методологию педагогической науки, осмысление образования,
инструмент анализа педагогической действительности.
Другими словами, можно считать включающей в себя педагогику и андрагогику, но на ином, философском уровне в другом измерении (
см.
Бим-Бад Б.М.
Антропологическое основание
[стр. 29]

времени.
В нее заложены потребности и возможности развития человека той или иной эпохи.
Выразителями самой идеи философии образования являются крупнейшие философы человечности.
Сократ, Платон, Конфуций, Аристотель, Каменский, Локк, Руссо.
В России это, прежде всего, Н.А.
Пирогов.
Сам К.Д.
Ушинский не только педагог, но и философ, философ образования.
Так как для него педагогика это практика, и теория, и искусство одновременно.
Далее это Л.
Толстой, который разработал новую теорию воспитания, рассмотрел, по-своему, проблемы связи школы и народа, вопрос о религии в системе образования.
В советское время следует выделить: Луначарского, Макаренко, Сухомлинского.
Все они внесли свой вклад в развитие философии образования.
Источниками философии образования служат: исторический опыт различных образовательных систем, фундаментальные достижения культуры, философии, науки и техники, различные знания о человеке и его развитии, знания о развитии цивилизации и религиозные воззрения.
Таким образом, видно, что подходы довольно разные, от вопросов методологии до осмысления образования в целом.
По нашему мнению, основными проблемами, которые философия образования должна решать сейчас это: • Анализ кризисных явлений в образовании, причины и методы выхода из кризиса; • Выявления и осмысление жизни деятельности человека приобщающегося к культуре, в самом широком понимании этого слова; • Это наиболее общие закономерности развития образования; • Осознание фундаментальных технологических проблем учебной и воспитательной деятельности.
Следует отметить, что философия образования – это относительно самостоятельная, находящаяся на грани философии и науки, система научно-философских знаний.
Сейчас в России эта система находится в состоянии становления.
И все происходящее сейчас это лишь первый опыт, который требует анализа.
Еще можно отметить и то, что философия образования существует не только в широком смысле (элемент общественного сознания), но и как персональный, личностный, для каждого конкретного человека, подход к образованию.
И станет ли такая личная позиция, общественно важной, зависит в первую очередь от самого человека.

Далее, философию образования можно рассматривать и в ряде явлений, с которыми она взаимодействует, и видеть эти возможности для взаимодействия.
Сами идеи философии образования, своеобразно
29

[стр.,30]

трансформируются иногда и в идеи идеологии образования.
Идеология образования влияет на политику образования, а политику образования определяет государство.
Политика образования связанна с теорией, которая в свою очередь связанна с практикой образования.
И таким образом можно видеть цепочку взаимосвязи, этих величин.
Правда, следует учитывать и то, что от философии образования можно провести непосредственную взаимосвязь к теории образования, в некоторой степени миную идеологию и политику.

В заключение рассуждений о философии образования и ее актуальности приведем высказывание на этот счет Ю.Г.
Фокина[7] «Без рассмотрения сущности объектов и процессов в сфере образования (а это уже философский уровень) невозможно понять и научно обосновать требуемые изменения в сфере образования.
Именно на этом уровне, соединяя философское, методологическое рассмотрение с анализом мировых тенденций развития высшего образования и современных потребностей гражданина, общества, России, можно концептуально сформулировать цели и особенности перспективного высшего образования.
Более того, такие цели невозможно разработать в самой дидактике высшей школы, поскольку они отражают социальный заказ высшей школе.
Наличие таких, явно сформулированных понятий будет способствовать ускорению развития самой дидактики, поскольку позволит оперировать не внешними, а существенными признаками».
Выводы 1.Научная педагогика возникла в недрах философии.
Субъектом классической педагогики являлся и является ребенок.

2.Андрагогика имеет субъектом взрослого человека, и определяется как теория обучения взрослых, научно обосновывающую деятельность обучающихся и обучающих по определению целей, задач, содержания, форм и методов обучения, по организации, технологии и осуществлению процесса обучения взрослых людей.
Можно считать, что объектами наук педагогика высшей школы и андрагогика в значительной степени идентичны.
Актуальность философии образования подтверждается следующей цитатой «преодоление глобального кризиса образования требует переосмысления исходных представленияй о природе общественной образовательно-воспитательной практики, о целях и ценостях обученияи воспитания, их содержания и методов.
Речь идет,следовательно, по мнению многих, о создании новой философии образования, адекватной вызовам XXI века».
Философия образования по объему содержит диапазон проблем от вопросов методологии до осмысления образования в целом.
Термина философия образования (философия, повернутая к образованию) включает в себя: научную педагогику (теорию образования), методологию педагогической науки, осмысление образования,
30

[стр.,31]

инструмент анализа педагогической действительности.
Другими словами, можно считать включающей в себя педагогику и андрагогику, но на ином, философском уровне в другом измерении.

Вопросы для самоконтроля и рефлексии 1.
Назовите ориентировочную дату возникновения классической педагогики.
Приведите дословный перевод этого термина.
2.
Назовите предмет изучения классической педагогики.
3.
Когда и почему оформилась андрагогика как научное направление в сфере образования.
4.
Перечислите характерные черты системы образования взрослых, существовавшей ранее в России.
5.
Имеет ли смысл создания системы образования взрослых как некоторой отдельной подсистемы системы образования России? 6.
Приведите отличительные черты андрагогики, используя обобщенные характеристики, разработанные М.Ноулзом, Р.М.
Смитом, С.И.
Змеевым.
7.
Что включает в себя научное направление, обозначаемое термином философия образования? Литература 1.
Подласый И.П.
Педагогика.-М.:Владос,1999.-576с.
2.
Махлин М Образование взрослых и проблема цивилизованности//Новые знания.-1998.№1.
3.
Тонконогая Е.
Образование взрослых: поиск новой стратегии//Новые знания.
–1997.-№4.
4.
Змеев С.И.
Основы андрагогики.
–М.: Флинта, Наука, 1999.
–152с.
5.
Фролов Ю.
и Кузнецова Ю.
Решение задач саморазвития в периоды возрастных кризисов//Новые знания.-1997.-№1.
6.
Борисова Н.В.
От традицтонного через модульное к дистанционному.
Москва.-Домодедово:1999.-174с.
7.Фокин Ю.
Г.
Обучение и воспитание в высшей школе.
–М.: АКАДЕМИЯ.2002 31

[Back]