метазнания об образовании по отношению к ординарному знанию о нем как совокупной его характеристике ( см. 51). Близким к этому является понимание философии образования как * отрасли философии. В качестве такой отрасли традиционно выступает тот раздел философской антропологии, где раскрываются вопросы воспитания и обучения человека в семье и обществе. Методологически важным здесь является ответ на вопрос о том, как соотносятся индивидуально ориентированная философская антропология и социально ориентированная философия образования (как массовидного процесса социализации и обучения молодого поколения). Противоположным этому является понимание философии образования не как раздела философии, а как отрасли педагогики, а именно — ее теории. ■ В этом случае ее содержанием выступает система абстракций, моделей и принципов, теоретически задающих педагогику как практикоориентированную науку об образовании, обучении и воспитании людей. Методологически важным здесь является и вопрос о статусе теории в .педагогике, об особенностях и функциях теоретико-педагогического знания. Согласно еще одной трактовке философия образования представляет собой методологию образования, которая обеспечивает проектирование, разработку соответствующих проблем и средств их концептуально-деятельностного решения. Принципиальным здесь является вопрос о том, какие подходы♦ (системный, типологический, социотехнический, социокультурный и т.п.) реализуются при постановке, проработке и решении проектировочных и организационных проблем образования. Эта, методологическая, версия философии образования задает ее как бы сверху — через методологию .проектирования образовательной метатеории ( см. 48 ). Противоположным этому является понимание философии образования, рассматриваемой как бы снизу, когда она трактуется как теоретическое обобщение реальной образовательной практики. Методологически важно здесь не утонуть в бытующих в массовом масштабе традиционных формах |
11 Анализируя проблематику философии образования, можно обобщенно дифференцировать следующие концептуально целостные образы. Согласно первому из них философия образования рассматривается как бы изнутри, когда выдвигаются собственно философскообразовательные проблемы, идеи, принципы и решения. Методологически важным вопросом здесь является определение критериев того, в чем же заключается суть философско-образовательной проблематики. Содержательный ответ на этот вопрос позволит трактовать философию образования как подсистему, с определением ее взаимосвязей с другими областями философского поля. Противоположным этому является образ философии образования, формирующийся извне, когда мы задаем ее через очерчивание границ (со смежными областями философии и шире гуманитарного познания) и специально описываем как особое метазнание об образовании. Методологически важным вопросом здесь является выяснение функций метазнания об образовании по отношению к ординарному знанию о нем как совокупной его характеристике. Близким к этому является понимание философии образования как отрасли философии. В качестве такой отрасли традиционно выступает тот раздел философской антропологии, где раскрываются вопросы воспитания и обучения человека в семье и обществе. Методологически важным здесь является ответ на вопрос о том, как соотносятся индивидуально ориентированная философская антропология и социально ориентированная философия образования. Противоположным этому является понимание философии образования не как раздела философии, а как отрасли педагогики, а именно – ее теории. В этом случае содержанием выступает система абстракций, моделей и принципов, теоретически задающих педагогику как практико-ориентированную науку об образовании, обучении и воспитании людей. Методологически важным здесь является и вопрос о статусе теории в педагогике, об особенностях и функциях теоретикопедагогического знания. Согласно еще одной трактовке философия образования представляет собой методологию образования, которая обеспечивает проектирование, разработку соответствующих проблем и средств их концептуальнодеятельностного решения. Принципиальным здесь является вопрос о том, какие подходы (системный, типологический, социотехнический, социокультурный и т.п.) реализуются при постановке, проработке и решении проектировочных и организационных проблем образования. Эта, методологическая, версия философии образования рассматривает ее как 12 бы сверху – через методологию проектирования образовательной метатеории. Противоположным этому является понимание философии образования, рассматриваемой как бы снизу, когда она трактуется как теоретическое обобщение реальной образовательной практики. Методологически здесь важно не утонуть в бытующих в массовом масштабе традиционных формах образования, а выделить на их фоне инновационные прецеденты как проявление его точек роста и перспектив развития. Наконец, возможна еще одна трактовка, согласно которой философия образования есть ни что иное, как самое философия образования. Как ни странно, в этой самотождественности содержится не столько некая нераскрытая тайна, сколько грандиозная проблема, нуждающаяся как в своей воистину философской постановке, так и в конструктивном для образования решении. Методологически важным здесь является вопрос о том, что же брать за исходный пункт анализа философско-образовательной проблематики и за основополагающие принципы определения философии образования в качестве самостоятельной сферы – человекознание, обществоведение, гуманитарное, научное или философское знание. Таким образом, возникает вопрос о возможных стратегиях разработки философско-образовательной проблематики и изучения релевантной ей эмпирии. Чисто нормативно эта эмпирия представляет собой те философские проблемы и идеи, которые презентированы в литературе по философии и образованию вообще и по философии образования в частности1 . С учетом проведенного методологического анализа разработка философско-образовательной проблематики и обобщающее ее изучение в русле философии образования как особой гуманитарной науки может вестись в различных направлениях или стратегиях. Основными среди них являются следующие. Согласно первой из них – публикационной – определяется массив литературы по философско-образовательной проблематике и в ней выделяется информация для анализа и характеристики философии образования как особой области гуманитарного знания. Согласно второй – эталонной – философия образования изучается через уподобление аналогичным дисциплинам (философии техники, философии управления, философии науки, философии искусства и т.п.) и анализируется с помощью критериев, параметров, функций, аспектов, 1 Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. –М.: Интердиалект, 1997. – С.90 / 697 с. |