образования, а выделить на их фоне инновационные прецеденты как проявление его точек роста и перспектив развития. Наконец, возможна еще одна лапидарная трактовка, согласно которой философия образования есть ни что иное, как самое философия образования. •Как ни странно, в этой самотождественности содержится не столько некая л нераскрытая тайна, сколько грандиозная проблема, нуждающаяся как в своей воистину философской постановке, так и в конструктивном для образования решении. Методологически важным здесь является вопрос о том, что же брать за исходный пункт анализа философско-образовательной проблематики и за основополагающие принципы определения философии образования в качестве самостоятельной сферы — человекознание, обществоведение, гуманитарное, научное или философское знание? Таким образом возникает вопрос о возможных стратегиях разработки ’ философско-образовательной проблематики и изучения релевантной ей * эмпирии. Чисто номинативно эта эмпирия представляет собой те философские проблемы и идеи, которые презентированы в литературе по ■ философии и образованию вообще и по философии образования в частности. Поскольку в каталогах наших научных библиотек такой рубрики, как философия образования, пока не создано, то необходимо относительно этого переднего края гуманитарной науки произвести первичную инвентаризацию публикаций по философии образования (частично представленную в списке литературы). Если провести науковедческий анализ литературы, обнаружим, что хотя * по соответствующей тематике специальных конференций у нас до сих пор не было, однако все же проводились круглые столы с публикацией в журналах ■ их материалов («Вопросы философии», «Педагогика»). Следующий эшелон в системе публикаций — это статьи по философии образования. Они представлены рядом публикаций, в основном, в журналах. Третий составляют обзоры и тематические сборники, которых весьма |
12 бы сверху – через методологию проектирования образовательной метатеории. Противоположным этому является понимание философии образования, рассматриваемой как бы снизу, когда она трактуется как теоретическое обобщение реальной образовательной практики. Методологически здесь важно не утонуть в бытующих в массовом масштабе традиционных формах образования, а выделить на их фоне инновационные прецеденты как проявление его точек роста и перспектив развития. Наконец, возможна еще одна трактовка, согласно которой философия образования есть ни что иное, как самое философия образования. Как ни странно, в этой самотождественности содержится не столько некая нераскрытая тайна, сколько грандиозная проблема, нуждающаяся как в своей воистину философской постановке, так и в конструктивном для образования решении. Методологически важным здесь является вопрос о том, что же брать за исходный пункт анализа философско-образовательной проблематики и за основополагающие принципы определения философии образования в качестве самостоятельной сферы – человекознание, обществоведение, гуманитарное, научное или философское знание. Таким образом, возникает вопрос о возможных стратегиях разработки философско-образовательной проблематики и изучения релевантной ей эмпирии. Чисто нормативно эта эмпирия представляет собой те философские проблемы и идеи, которые презентированы в литературе по философии и образованию вообще и по философии образования в частности1 . С учетом проведенного методологического анализа разработка философско-образовательной проблематики и обобщающее ее изучение в русле философии образования как особой гуманитарной науки может вестись в различных направлениях или стратегиях. Основными среди них являются следующие. Согласно первой из них – публикационной – определяется массив литературы по философско-образовательной проблематике и в ней выделяется информация для анализа и характеристики философии образования как особой области гуманитарного знания. Согласно второй – эталонной – философия образования изучается через уподобление аналогичным дисциплинам (философии техники, философии управления, философии науки, философии искусства и т.п.) и анализируется с помощью критериев, параметров, функций, аспектов, 1 Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. –М.: Интердиалект, 1997. – С.90 / 697 с. |