Четвертый эшелон состоит из книг, специально посвященных проблемам философии образования. Пятый должны составлять учебники и учебные пособия. Таковые по философии. образования еще не созданы, но поскольку прорабатывается вопрос о подготовке «Хрестоматии» по ее проблематике, то можно говорить о формировании такого рода эшелона публикаций, а также возникновении предпосылок для шестого эшелона — в виде издания специализированных журналов по проблемам методологии образования. л В качестве провозвестников этого эшелона выступают специальные рубрики по философии образования в ряде журналов. Эти рубрики являются не только периодическими (как в журналах «Вопросы философии», «Вопросы методологии», «Педагогика», «Гуманизация образования»), но и систематическими (как в журнале «Инновационная деятельность в образовании») ( см. 338 ). ■ Другой важный науковедческий критерий — институциональное оформление философии образования как научной дисциплины. Хотя пока у нас в стране нет таких традиционных институций, как кафедры и отделы в вузах и НИИ, однако и в этом направлении ведется определенная работа. Во-первых, в структуре ряда институций имеются подразделения по схожей тематике (Институт философии, Институт педагогических инноваций, Институт теории педагогики и образования, Институт инноваций и проблем консультирования, Институт рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования и др.). * Во-вторых, создан Научный совет по философии образования при Президиуме РАО, разрабатывающий теоретические и методологические проблемы по философии образования и координирующий исследования, а ведущиеся в стране. Таким образом, с учетом проведенного методологического анализа, разработка философско-образовательной проблематики и обобщающее ее |
12 бы сверху – через методологию проектирования образовательной метатеории. Противоположным этому является понимание философии образования, рассматриваемой как бы снизу, когда она трактуется как теоретическое обобщение реальной образовательной практики. Методологически здесь важно не утонуть в бытующих в массовом масштабе традиционных формах образования, а выделить на их фоне инновационные прецеденты как проявление его точек роста и перспектив развития. Наконец, возможна еще одна трактовка, согласно которой философия образования есть ни что иное, как самое философия образования. Как ни странно, в этой самотождественности содержится не столько некая нераскрытая тайна, сколько грандиозная проблема, нуждающаяся как в своей воистину философской постановке, так и в конструктивном для образования решении. Методологически важным здесь является вопрос о том, что же брать за исходный пункт анализа философско-образовательной проблематики и за основополагающие принципы определения философии образования в качестве самостоятельной сферы – человекознание, обществоведение, гуманитарное, научное или философское знание. Таким образом, возникает вопрос о возможных стратегиях разработки философско-образовательной проблематики и изучения релевантной ей эмпирии. Чисто нормативно эта эмпирия представляет собой те философские проблемы и идеи, которые презентированы в литературе по философии и образованию вообще и по философии образования в частности1 . С учетом проведенного методологического анализа разработка философско-образовательной проблематики и обобщающее ее изучение в русле философии образования как особой гуманитарной науки может вестись в различных направлениях или стратегиях. Основными среди них являются следующие. Согласно первой из них – публикационной – определяется массив литературы по философско-образовательной проблематике и в ней выделяется информация для анализа и характеристики философии образования как особой области гуманитарного знания. Согласно второй – эталонной – философия образования изучается через уподобление аналогичным дисциплинам (философии техники, философии управления, философии науки, философии искусства и т.п.) и анализируется с помощью критериев, параметров, функций, аспектов, 1 Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. –М.: Интердиалект, 1997. – С.90 / 697 с. |