изучение в русле философии образования как особой гуманитарной науки может вестись в различных направлениях или стратегиях. Согласно первой из них — публикационной — определяется массив литературы по философско-образовательной проблематике и в ней выделяется информация для анализа и характеристики философии образования как особой области гуманитарного знания. Согласно второй — эталонной — философия образования изучается через уподобление аналогичным дисциплинам (философии техники, философии управления, философии науки, философии искусства и т.п.) и ф анализируется с помощью критериев, параметров, функций, аспектов, выделяемых и апробированных для характеристики эталонной области знания, естественно, с учетом специфики собственно философии. Согласно третьей — науковедческой — философия образования рассматривается как дисциплина через выделение ее научно-содержательных компонентов (проблемы, идеи, принципы, положения, абстракции, средства ‘ исследования, стратегии, обобщения) и информационно-формальных признаков (массивы публикаций, дифференциация и стратификация научного сообщества, иерархия институций и т.п.). ■ Согласно четвертой — проектировочной — философия образования задается как научно-концептуальный проект определения проблемного поля, содержательных идей и конструктивных средств теоретического решения принципиальных вопросов развития образовательной практики. Согласно пятой — деятельностной — философия образования строится как философско-методологическое обслуживание разрывов в образовательной деятельности и представляет собой систему абстракций, моделей, принципов, которые создают философские основания для разработки средств, обеспечивающих конструктивное устранение подобных ф разрывов посредством практикоориентированных исследований и наукоемких рекомендаций. |
12 бы сверху – через методологию проектирования образовательной метатеории. Противоположным этому является понимание философии образования, рассматриваемой как бы снизу, когда она трактуется как теоретическое обобщение реальной образовательной практики. Методологически здесь важно не утонуть в бытующих в массовом масштабе традиционных формах образования, а выделить на их фоне инновационные прецеденты как проявление его точек роста и перспектив развития. Наконец, возможна еще одна трактовка, согласно которой философия образования есть ни что иное, как самое философия образования. Как ни странно, в этой самотождественности содержится не столько некая нераскрытая тайна, сколько грандиозная проблема, нуждающаяся как в своей воистину философской постановке, так и в конструктивном для образования решении. Методологически важным здесь является вопрос о том, что же брать за исходный пункт анализа философско-образовательной проблематики и за основополагающие принципы определения философии образования в качестве самостоятельной сферы – человекознание, обществоведение, гуманитарное, научное или философское знание. Таким образом, возникает вопрос о возможных стратегиях разработки философско-образовательной проблематики и изучения релевантной ей эмпирии. Чисто нормативно эта эмпирия представляет собой те философские проблемы и идеи, которые презентированы в литературе по философии и образованию вообще и по философии образования в частности1 . С учетом проведенного методологического анализа разработка философско-образовательной проблематики и обобщающее ее изучение в русле философии образования как особой гуманитарной науки может вестись в различных направлениях или стратегиях. Основными среди них являются следующие. Согласно первой из них – публикационной – определяется массив литературы по философско-образовательной проблематике и в ней выделяется информация для анализа и характеристики философии образования как особой области гуманитарного знания. Согласно второй – эталонной – философия образования изучается через уподобление аналогичным дисциплинам (философии техники, философии управления, философии науки, философии искусства и т.п.) и анализируется с помощью критериев, параметров, функций, аспектов, 1 Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. –М.: Интердиалект, 1997. – С.90 / 697 с. 13 выделяемых и апробированных для характеристики эталонной области знания, естественно, с учетом специфики собственно философии. Согласно третьей – науковедческой – философия образования рассматривается как дисциплина через выделение ее научносодержательных компонентов (проблемы, идеи, принципы, положения, абстракции, средства исследования, стратегии, обобщения) и информационно-формальных признаков (массивы публикаций, дифференциация и стратификация научного сообщества, иерархия институций и т.п.). Согласно четвертой – проектировочной – философия образования задается как научно-концептуальный проект определения проблемного поля, содержательных идей и конструктивных средств теоретического решения принципиальных вопросов развития образовательной практики. Согласно пятой – деятельностной – философия образования строится как философско-методологическое обслуживание разрывов в образовательной деятельности и представляет собой систему абстракций, моделей, принципов, которые создают философские основания для разработки средств, обеспечивающих конструктивное устранение подобных разрывов посредством практикоориентированных исследований и наукоемких рекомендаций. Согласно шестой – педагогической – философия образования анализируется как теоретическое обобщение философских оснований и инновационных достижений реальной педагогической практики обучения, воспитания, просвещения, образования. Согласно седьмой – социосистемной – стратегии философия образования рассматривается как аксиологическая компонента или мировоззренческо-ценностный и регулятивно-целевой уровень целеполагания и регуляции такой сферы социума, как социальная образовательная практика, включая его идеологию, политику, организацию, обеспечение, управление2 . Обобщая эти возможные стратегии, можно выдвинуть гипотезу о наличии конструктивных аспектов в каждой из них и о целесообразности их использования для комплексной характеристики философии образования как особой области современной гуманитарной науки. Таким образом, философия образования – это вовсе не прикладная философия. Это вполне самостоятельная область научных знаний, фундаментом которых являются не только общефилософские учения, обращенные к образованию, сколько объективные закономерности развития собственно образовательной сферы во всех аспектах ее функционирования. 2 См.: Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. –М.: Интердиалект, 1997. – 697 с. |